Не удивляйтесь сему вопросу и не почитайте
его необыкновенным. У нас звание христиани-
на унижено, вменено в малое, предано забве-
нию, но оно важнее всех званий и отличий в
мире: ибо оно одно прославит или постыдит
нас некогда пред лицом всего миpa. Раб ли
кто и находится в самой презренной доле:
если он истинный христианин, то его ожидает престол и царство, с коим
не могут сравняться все престолы земные. Властелин ли кто и правитель:
если он не христианин истинный, то его ожидает такая тьма, такая бедность,
такие узы, пред коими все темницы земные, все лишения, скорби и казни
человеческие суть малое токмо подобие.
Итак еще вопрошу: христиане ли вы? Не спешите ответом. Нам очень хорошо
известно, что вы все крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что
вы по временам ходите в храм Божий и совершаете известное количество
поклонов и молитв, что раз в году вы во время поста являетесь к исповеди
и причастию святых Таин, что вы не убегаете и прочих таинств и обрядов
св. Церкви: все это принадлежит к званию христианина, но все это одно
не составляет еще истинного христианства. Ибо, исполняя все это, можно
быть худым человеком, неверным супругом, жестоким господином, мздоимным
судьей, лукавым продавцом, вредным гражданином: можно ли таких людей
назвать христианами? Нет, христианину, как обещано чрезвычайно многое,
так и требуется потому от него немалого.
От христианина требуется, чтобы он не имел своей воли и своих правил,
занятых от мудрости земной или обычаев века, а следовал во всем воле
Божией и правилам Евангелия.
От христианина требуется, чтобы он не подлежал своей падшей природе,
не давал воли над собою страстям, а сражался с ними и побеждал их...
От христианина требуется, чтобы он во всех действиях и при всех обстоятельствах
своей жизни имел в виду не одно свое благосостояние, а первее всего
славу Божию и благо своих ближних.
От христианина требуется, чтобы он, живя в миpу, пользуясь дарами природы
и искусства, плодами труда собственного и чужого, не прилеплял ни к
чему сердца своего, был готов всегда все оставить, чтобы не потерять
совести и своего спасения.
От христианина требуется, чтобы он не столько водился настоящим - видимым,
сколько взирал на невидимое и ожидал грядущего, приготовляя себя к мирному
переходу, путем смерти, в вечность, к Искупителю своему и Господу.
От христианина требуется, чтобы он был превыше не только соблазнов,
но и скорбей миpa, чтобы вел явную и тайную брань с пороком, господствующим
в сынах века сего, чтобы всегда и для всех служил примером любви, смирения,
благодушия, терпения, незлобия.
Вот требования от христианина. Требования необходимые, без которых христианство
остается праздным именем...
Есть ли в вас все сие, братие мои? Можете ли сказать, что спасение душ
ваших для вас дороже всего в миpe?..
Блажен, кто чувствует в совести своей, что не напрасно носит он драгоценное
имя христианина...
Иннокентий Херсонский
«Чудо русской истории»
М., 2000 г.
[НА НАЧАЛО СТРАНИЦЫ]