Железняков Борис Анатольевич, С 1997 г. участвует в экспедициях: Казахско-американской, международном Отрарском проекте (ЮНЕСКО), Южно-Казахстанской Комплексной археологической экспедиции. Стажировки по «Сохранению Исторического Культурного Наследия» в США 2002 г. и Египте 2005 г. В 1996 г. - Закончил исторический факультет КазНГУ им. Аль-Фараби.
|
|
Статьи на сайте: «История и археология средневекового христианства (и других религий) Казахстана»
Список научных и популярных работ Железняков Б.А. О несторианстве Семиречья в средние века. // Известия МОН РК, Сер. общ. 2002, № 1. С. 296-307. Железняков Б.А. Находки предметов с иконографическими изображениями из Жетысу (несторианство, манихейство). // Известия МОН РК, Сер. общ. 2003, № 1. С. 260-276. Железняков Б.А. Культы святилищ эпохи бронзы. Петроглифы плато Асы. // Известия МОН РК, 1.2004, Алматы, С.154-165. Железняков Б.А. Версия о причинах почитания Сайрама (Испиджаба). // Новые исследования по археологии Казахстана. ТНПК «Маргулановские чтения-15» Алматы, 2004 г, С.137-145. Железняков Б.А. Нефритовая подвеска с крестом из Чуйской долины. // Сборник НПК «Ахинжановские чтения». Алматы 2004. Baipakov K . M ., Jansen M ., Franke - Vogt Ute , Zheleznyakov B ., Peshkov Yu ., Voyakin D . Archaeological investigation in Otrar (2003). // Известия МОН РК, 2004 № 1. Алматы. С. 254-281. Ахмет С., Железняков Б. О пещерах Дастарбасы. Новые памятники Южного Казахстана. //Тезисы докладов НКМУ «Ахинжановские чтения-2004» Алматы. 2004. С. 76-80. Железняков Б.А. Периодизация распространения христианства, причины его упадка (Центральная Азия). Находки в Жетысу. // Известия МОН РК, 2005, № 1. Алматы. С. 231-247. Байпаков К.М., Воякин Д.А., Железняков Б.А. Раскопки на городище Каялык в 2004 г. // Культурное наследие , Алматы. 2005. Байпаков К.М., Железняков Б.А. Ислам в Северо-восточном Жетысу. // Промышленность Казахстана 2005, № 2. С. 94-97. Байпаков К.М., Железняков Б.А. О мусульманской культуре на средневековом городище Каялык. // Nomad Kazakhstan 2005, № 2. С. 50-57. Железняков Б. В поисках древних святилищ. // Nomad Kazakhstan 2005, № 3. С. 60-69. Железняков Б.А. Под знаком креста.// Nomad Kazakhstan 2005, № 4. С. 48-55. Ахмет С., Железняков Б. Загадка пещер Дастарбасы. // Nomad Kazakhstan 2005, № 5. С. 62-71. Байпаков К.М., Железняков Б.А. Сауран – город правоверных.// Nomad Kazakhstan 2005, № 6. С. 56-64. Беляева Т.Н., Железняков Б.А. Краткие итоги полевых работ на городище Жуантобе в 2005 г. // Культурное наследие , Алматы. 2006. ( в печати ) . Железняков Б.А., Беляева Т.В. Исследования городища Жуантобе, предварительные итоги работ 2005 г. // Известия МОН РК, 2006, № 1. Алматы. (в печати). Вступление к статье. В течении семи веков (650-1350 гг.) христианство было широко распространено на широких просторах Азии. Правда, длительное время существование христианства в Азии было практически забыто. Хорошо известна находка в 1625 г христианской стелы из черного мрамора (с иерархией и деяниями несторианской церкви в Поднбесной Империи 781 г., выполненной на сирийском и китайском языках) в Центральном Китае. Отрывочные сведения о Восточном Христианстве были получены из архивов несторианской церкви на персидском, китайском языках. Широко известны западные источники, описания путешественников П. Карпини, В. Рубрук, М. Поло и др. Интересным источником явились путевые заметки Раббаи Саумы в Европы, которые были обнаружены в 1887 г. Курдистане. В это же время В . Андреевым было обнаружено два средневековых несторианских кладбище в Северной Киргизии с несколькими сотнями намогильных валунов (кайраков), которые в течение нескольких лет исследовались Н. Пантусовым. В течении первой половины 20 в. было обнаружено около десятка мест с единичными находками кайраков на территории Семиречья от Илийской до Таласской долин. . Большинство надписей на кайраках говорят о позднем периоде распространения христианства 13-14 вв. и связаны с приходом племен каракитаев с Востока. Надписи производились сирийским шрифтом на тюркском языке. В начале 20 в. В Восточном Туркестане были обнаружены руины христианских и манихейских храмов с фресками, буддийские и манихейские пещеры, манихейскиеи и христианские рукописи, движимые памятники были вывезены на Запад. В течении всего 20 в. случались находки с христианской символикой на территории Семиречья, в частности а территории Киргизской части Чуйской долины (городище Ак-Бешим) раскопаны две христианские церкви. Все это значительно расширяет наше представление о средневековом хрисианстве Семиречья. Намогильные камни-кайраки с тюрко-сирийскими эпитафиями являются наиболее изученной и самой многочисленной категорией памятников материальной культуры христиан не только Жетысу, но и Центральной Азии. Со второй половины VIII -го в. (время принятия христианства тюрками) до конца XIV в. (гибели жетысуйских несториан) прослеживается обычай отмечать могилу каменным или кирпичным кайраком с выбитым на его лицевой поверхности равноконечным крестом с эпитафией, сделанной сирийским письмом. Этот обычай, зарегистрированный как в самой Сирии, так и за ее пределами в соседних областях Ближнего Востока еще до появления христианства, стойко сохранялся и на территории Жетысу несторианами. Определенным подтверждением окончания действия несторианской миссии в Жетысу являются результаты прочтения Радловым одного из кайраков: “эти трое умерли в мусульманстве”, что позволило Хвольсону высказать мысль о прекращении несторианства вскоре после половины XIV в. В настоящее время приверженцы несторианского учения сохранились в отдельных районах Ирака, Сирии и Турции. Известно более 700 кайраков из Семиречья. Большинство из них происходят с двух кладбищ - некрополя городища Кара-Джигач и некрополя городища Бурана, (в краеведческой литературе конца XIX – начала XX вв. они именуются соответственно «кладбище близ Пишпека» и «кладбище близ Токмака»). В конце XIX в. были произведены раскопки более 100 могил и найдены намогильные валуны-кайраки, около десятка из которых находилось на поверхности, остальные - около 700, под землей, на глубине до 20 см. 18 кайраков хранятся в фондах Ценрального Музея Республики Казахстан. Описание одного из этих кайраков и перевод перевод эпитафии, выполненный Д.Хвольсоном, приводим ниже. В центре плоской грани выбит углубленный «несторианский» крест и восемь строк тюрко-сирийской надписи (две горизонтальные строки над крестом и две под ним, две вертикальные слева и две справа от креста): «В год 1650 [=1339 г.]…, это год зайца, по-тюркски табышкан. А это могила Шелиха, священника очень потрудившегося для Сиона, благословен всеми был».
Помимо двух крупных кладбищ в районе Бишкека и Токмака с которых и происходят более 700 кайраков, открытых в середине 80-х гг. XIX в. краеведом, знатоком персидского и тюркских языков, землемером В.А. Андреевым, известно еще около десятка мест, где встречены намогильники с несторианскими крестами и сирийскими надписями. В числе них селение Мазар, близ развалин городища Алмалык; урочище в 8 км западнее поселка Покровское, в 40 км от Каракол; развалины Ташрабат; у селения Биркулак, в Токмакском районе; в городе Тараз; в долине р. Чу при ирригационных работах 1919 г; в ряде пунктов Ферганы, в селении Ургут Самаркандской области. Возвращаясь к двум крупнейшим кладбищам, хотелось бы отметить, что их исследователями в конце XIX в. считалось, что общее количество кайраков должно достигнуть 6 тысяч на каждом кладбище. Однако, типовой материал и отсутствие сопроводительного материала захоронений, привели к тому, что кладбища были раскопаны не полностью. Сообщения Пантусова конца XIX в. о предположительном наличии кайраков с крестами вдоль р. Чу, были подтверждены, работами 1919 г., о чем писал М.Е. Массон. Чуть меньше известен факт обнаружения достаточно большого количества мусульманских надгробных камней: Число мусульманских кайраков, выявленных в Северной Киргизии, превышает 300; из них в натуре, фотофиксациях или по упоминаниям в печати известно 260. Крупные комплексы кайраков зафиксированы на древних кладбищах в северном и южном Прииссыккулье (до 120 камней). Значительная часть (до 40%) из них датируется временем с середины XII до 3 четверти XV в. Причем несторианские и раннеисламские кладбища находились зачастую по-соседству. 1Намогильные камни-кайраки с тюрко-сирийскими эпитафиями являются наиболее изученной и самой многочисленной категорией памятников материальной культуры христиан не только Жетысу, но и Центральной Азии. Со второй половины VIII -го в. (время принятия христианства тюрками) до конца XIV в. (гибели жетысуйских несториан) прослеживается обычай отмечать могилу каменным или кирпичным кайраком с выбитым на его лицевой поверхности равноконечным крестом с эпитафией, сделанной сирийским письмом. Этот обычай, зарегистрированный как в самой Сирии, так и за ее пределами в соседних областях Ближнего Востока еще до появления христианства, стойко сохранялся и на территории Жетысу несторианами. Определенным подтверждением окончания действия несторианской миссии в Жетысу являются результаты прочтения Радловым одного из кайраков: “эти трое умерли в мусульманстве”, что позволило Хвольсону высказать мысль о прекращении несторианства вскоре после половины XIV в. В настоящее время приверженцы несторианского учения сохранились в отдельных районах Ирака, Сирии и Турции. Известно более 700 кайраков из Семиречья. Большинство из них происходят с двух кладбищ - некрополя городища Кара-Джигач и некрополя городища Бурана, (в краеведческой литературе конца XIX – начала XX вв. они именуются соответственно «кладбище близ Пишпека» и «кладбище близ Токмака»). В конце XIX в. были произведены раскопки более 100 могил и найдены намогильные валуны-кайраки, около десятка из которых находилось на поверхности, остальные - около 700, под землей, на глубине до 20 см. 18 кайраков хранятся в фондах Ценрального Музея Республики Казахстан. Описание одного из этих кайраков и перевод перевод эпитафии, выполненный Д.Хвольсоном, приводим ниже. В центре плоской грани выбит углубленный «несторианский» крест и восемь строк тюрко-сирийской надписи (две горизонтальные строки над крестом и две под ним, две вертикальные слева и две справа от креста): «В год 1650 [=1339 г.]…, это год зайца, по-тюркски табышкан. А это могила Шелиха, священника очень потрудившегося для Сиона, благословен всеми был».
|