Литературное наследие П.Н.Краснова


Имя генерала Петра Николаевича Краснова (1869 -1947), человека сложной, трагичной судьбы, достаточно хорошо известно современному читателю. Со школьных лет мы помним его как “одного из главных организаторов контрреволюции в гражданскую войну”, первым вместе с А.Ф.Керенским выступившего против революции в октябре 1917 года, а затем возглавившего белоказачье государственное формирование на Дону. Гораздо меньше сведений о дальнейшей его судьбе. Однако речь сейчас не об этом. Не так давно у нас появилась возможность узнать о другой стороне жизни и деятельности Петра Краснова, до недавнего момента сокрытой от нас и почти неизвестной в бывшем СССР. Сейчас мы узнаём Краснова как талантливого писателя и публициста, произведения которого стали популярны в России еще до революции, а затем, в эмиграции, получили подлинную славу. Они выходили огромными тиражами, имели солидный коммерческий успех, были переведены на десятки иностранных языков и обошли весь мир, по ним ставились фильмы и о них спорили критики и литературоведы.

Произведения Краснова, с которыми мы только теперь знакомимся, совершенно различны по стилю и жанру и далеко не равноценны. Здесь есть антикоммунистическая публицистика и повести с авантюрно-приключенческим сюжетом, исторические романы и исследования и мемуары, антиутопии и большие произведения на темы современной ему жизни. Поражает чудовищная работоспособность писателя... Краснову ведь частенько приходилось работать в условиях, совершенно не подходящих для творчества, вдали от тиши кабинетов и библиотек и, тем не менее, из-под его пера вышло несколько десятков романов и повестей; публицистика же его, разбросанная в различных российских и зарубежных периодических изданиях, совершенно не поддается учету и еще ждет своего исследователя.

Несомненно, что Краснов имел способности к литературе. Еще его отец, Николай Иванович, Генерального штаба генерал-лейтенант, опубликовал несколько художественных произведений и фундаментальных исследований по истории казачества, из которых особенно выделялись “Земля Войска Донского”, “Исторические очерки Дона”, “Уральские казаки и экономические условия их быта”, а также разбор работы П.А.Лобке “Терские казаки”, за который он был награжден золотой медалью Академии наук. Сам Петр Краснов впервые начал писать еще в двенадцатилетнем возрасте, когда стал выпускать в нескольких экземплярах домашний журнал “Юность”, где выступил в роли автора, редактора и издателя, и опубликовал в нем детские рассказы на темы из русской истории.

С 1891 года его очерки и рассказы стали появляться в военной газете “Русский Инвалид”, а затем в “Петербургском Листке”, “Биржевых Ведомостях”, “Петербургской Газете”, “Отдыхе”, “Военном Сборнике”, “Ниве” и приложениях к ней. Тема казачества и вообще воинской службы становится доминирующей в творчестве молодого писателя. Она же является главной и в его первых произведениях.

После сборника “На озере” (1893) практически ежегодно стали выходить его книги, зачастую весьма объемные. Офицер и литератор всегда идут в нем рука об руку - офицер Краснов, не оставляя военной службы, становится корреспондентом газеты “Русский Инвалид”. Впечатления с фронта боевых действий Боксерского восстания в Китае и русско-японской войны, результаты командировок на турецкую и персидскую границы и в российские губернии, пострадавшие от голода; события в Абиссинии, где Краснов побывал начальником конвоя русской военной миссии при дворе негуса Менелика, складывались в его репортажи и корреспонденции в газетах и журналах. В “Русском Инвалиде” он часто пользовался псевдонимом “Гр. А.Д.”

Отдельными изданиями были опубликованы “Атаман Платов” (1896), “Донцы” (1896), “Донские казачьи полки сто лет назад” (1896), “Ваграм” (1897), “Атаманская памятка” (1898), “Казаки в Африке. Дневник начальника конвоя Российской императорской миссии в Абиссинии в 1897-98 г.” (1900), “Генералиссимус Суворов” (1900), “Борьба с Китаем” (1901), “По Азии. Очерки Маньчжурии, Дальнего Востока, Китая, Японии и Индии” (1903), “Любовь абиссинки” (1903), “Картины былого Тихого Дона” (1909) и др. Прекрасно издан большой труд Краснова “Год войны” - подробное и талантливое описание войны с Японией.

Параллельно с писательским ремеслом Краснов успевает закончить офицерскую кавалерийскую школу в Санкт-Петербурге, служит командиром казачьих полков в Семиречье и в Польше, а с первых дней войны 1914 года участвует в боевых действиях. Тем не менее, несмотря на постоянные бои на германском фронте, ему удается не оставлять литературных занятий. Только в 1915 году он, уже генерал-майор, сумел издать несколько произведений, среди которых романы “Погром” и “В житейском море”, печатавшийся в 1911-1913 гг. в “Русском Инвалиде”.

В лазарете, после ранения, Краснов приступает к написанию замечательного сборника новелл “Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии”, завершенного уже в эмиграции, в 1923 году. Поэзия в прозе - именно так можно охарактеризовать это проникнутое тончайшим лиризмом, потрясающее жестокой правдой произведение, переведенное впоследствии на 17 языков и ставшее своего рода реквиемом старой императорской России.

Даже в грозовые годы гражданской войны Краснов, находящийся в самой гуще событий, успевает заниматься писательским трудом. В 1919 году выходит его “сентиментальная” повесть “У подножия Божьего трона”, переработанная и переизданная впоследствии в эмиграции под названием “Амазонка пустыни”. После сложения с себя атаманских полномочий и отъезда с Дона он редактирует в армии Юденича газету “Приневский край”, где публикует яркие антибольшевистские статьи.

И все-таки настоящий расцвет творчества Краснова проявился уже в эмиграции, где он, не прекращая, однако, активной политической деятельности, полностью отдался своему любимому делу - писательству. Проживая в Берлине и Париже, Краснов пишет свои лучшие романы и повести.

Уже в 1921 году в 1-м томе “Архива русской революции”, издававшемся И.В.Гессеном в Берлине, выходят воспоминания Краснова о событиях 1917 года - “На внутреннем фронте”, переиздававшиеся потом множество раз и даже перепечатанные в 1925 году “пиратским” способом в СССР. На следующий год в том же “Архиве русской революции”, в томе 5-м, выходит продолжение этих воспоминаний - “Всевеликое войско Донское”, также много раз переизданное.

Наверное, самое значительное его произведение - роман в четырех томах “От Двуглавого Орла к красному знамени” - вышло там же, в Берлине, в 1921 году. Роман этот писался более десяти лет и сразу же завоевал блистательный успех. Он выдержал несколько изданий, был переведен на 15 иностранных языков и уже в середине 20-х годов экранизирован. Это поистине грандиозная эпопея русской жизни конца XIX - начала XX века, охватывающая войны и революции, эпопея, которую сравнивали с толстовской “Войной и миром” как по заданию, так и по исполнению. По вполне понятным причинам, роман этот не могли увидеть и прочитать граждане Страны Советов - он был снят со спецхрана только в 1990 году, а в 1994-1995 гг. переиздан в России.

Благодаря тому, что многие произведения Краснова имели несомненный коммерческий успех, он мог позволить себе совершенно безбедно проживать в Европе исключительно за счет литературных публикаций. Книги у него выходили каждый год, не считая переизданий и многочисленных переводов на все европейские языки. Только на немецкий было переведено полтора десятка его повестей и романов, и, по весьма приблизительным оценкам, в одной только Германии было продано более двух миллионов его книг. Некоторые произведения добивались и престижных международных призов, как например роман “Ненависть”, получивший премию католической церкви.

Ниже мы постарались привести список основных произведений Краснова, изданных в эмиграции, список, охватывающий только первые издания и, как видится нам, далеко не полный и нуждающийся в уточнениях и исправлениях.

  1. На внутреннем фронте. Архив русской революции. Т. 1, Берлин, 1921.
  2. От Двуглавого Орла к красному знамени, 1894 - 1921. Т. 1-4, Берлин, издательство Ольги Дьяковой, 1921 (второе издание, переработанное и исправленное, - Берлин, 1922; последнее зарубежное издание - Нью-Йорк, 1960).
  3. Всевеликое войско Донское. Архив русской революции. Т. 5, Берлин, 1922.
  4. Открытое письмо казакам. № 2. 23 марта - 5 апреля 1922.
  5. Амазонка пустыни. Берлин, 1922 (переработанное издание повести “У подножия Божьего трона”, Новочеркасск, 1919).
  6. Казачья самостийность. Берлин, издательство “Двуглавый Орел”, 1922 (первое издание - журнал “Двуглавый Орел”, № 25, 14 февраля 1922, Берлин).
  7. Степь. Сборник рассказов. Берлин, 1922 (первое издание - Новочеркасск, 1919).
  8. Опавшие листья. Мюнхен, “Медный всадник”, 1923.
  9. Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии. Русская летопись. Октябрь 1923.
  10. Открытое письмо казакам № 4. Париж, 19 ноября 1923.
  11. Открытое письмо казакам № 5. 25 сентября - 8 октября 1924.
  12. Понять - простить. Мюнхен, “Медный всадник”, 1924.
  13. Единая-неделимая. Берлин, “Медный всадник”, октябрь 1925.
  14. Все проходит. Т. 1,2, Берлин, “Медный всадник”, 1925-1926.
  15. С нами Бог! Т. 1,2, Берлин, “Медный всадник”, 1927.
  16. Душа армии. Очерки по военной психологии. Берлин, 1927.
  17. За чертополохом. Рига, 1928.
  18. Белая Свитка. Берлин, 1928.
  19. Мантык - охотник на львов. Париж, 1928.
  20. Largo. Париж, издательство Сияльского, 1930.
  21. С Ермаком на Сибирь. Париж, 1930.
  22. Выпашь. Париж, 1931.
  23. Подвиг. Т. 1-2, Париж, 1932.
  24. Смена. Драма из жизни русских эмигрантов. (Поставлена в середине 30-х годов в Париже и Белграде).
  25. Цесаревна. Париж, издательство Сияльского, 1933.
  26. Ненависть. Париж, издательство Сияльской, 1934.
  27. Екатерина Великая. 1935.
  28. Домой! На льготе. Париж, 1936.
  29. О чуде. Личные переживания. Чехословакия. Русская церковная типография преп. Иова Почаевского, 1936.
  30. Накануне войны. Из жизни пограничного гарнизона. Париж, изд. Главного Правления Зарубежного союза русских военных инвалидов, 1937.
  31. Цареубийцы. Париж, 1938.
  32. На рубеже Китая. Париж, изд. Главного Правления Зарубежного союза русских военных инвалидов, 1939.
  33. Ложь. Париж, издательство Сияльской, 1939.
  34. Лава.
  35. Терунешь (Любовь абиссинки). Сборник рассказов.
  36. Поездка на Ай-Петри. Сборник рассказов.
  37. Великий Князь Николай Николаевич.
  38. Павлоны. Париж, изд. Главного Правления Союза русских военных инвалидов, 1943.
  39. Исторические очерки Дона. Ч. 1,2,3. Берлин, издание журнала “На казачьем посту”, 1943-1944.
  40. В житейском море. Париж, издание Главного Правления Союза русских военных инвалидов, 1962 (впервые в 1911-1913 гг. в газете “Русский Инвалид”).

Но и публиковалось не все. В рукописях остались романы Краснова “Погибельный Кавказ” и “Между жизнью и искусством”.

Надо сказать, что в творчестве Петра Николаевича Краснова немаловажное место занимал Казахстан и “семиреченская” тематика. Это было связано с воспоминаниями о его почти трехлетней службе в Семиречье в должности командира 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. Уже в “Венке на могилу...” появляются зарисовки о людях, служивших вместе с ним в Джаркенте. В 1919 году, в Новочеркасске, небольшим тиражом выходит его первая семиреченская повесть - “У подножия Божьего трона”, переизданная и дополненная затем в эмиграции под названием “Амазонка пустыни”. В 1923 году выходит его роман “Опавшие листья”, немало страниц которого посвящены Джаркенту и службе офицеров в пограничном гарнизоне. В 1939 году в Париже вышли его мемуары “На рубеже Китая”, отрывки из которых уже публиковались “Простором” и знакомы казахстанскому читателю.

Здесь же мы даем возможность ознакомиться с четырьмя очерками Петра Краснова из его большого цикла под общим названием “Кинематограф”. Очерки печатались в 1911-1913 гг. в газете “Русский Инвалид”. Сейчас, по прошествии десятков лет, нам кажутся небезынтересными и описание Красновым верненского землетрясения 1911 года в очерке “Город Верный”, и его прекрасные зарисовки исчезнувшего горного озера Иссык, этой голубой жемчужины Заилийского Алатау, в “Поездке на Иссыкское озеро”. Предчувствие грядущей войны сквозит в последних строках этой путевой зарисовки, войны, принесшей вскоре и крушение этого старого, устоявшегося веками мира. Возможно, сегодняшнего читателя несколько смутят откровенно монархические взгляды Петра Краснова, иногда прорывающиеся в его повествовании, - что ж, он был сыном своего времени, таким он и умер. Но прочтите внимательно его описание казахской байги, его пересказ старой киргизской легенды о Тамерлане, его слова о “тихих и кротких киргизах”, часто несправедливо обиженных и обманутых, в зарисовке “По предгорьям Тянь-Шаня” - и вы увидите искру таланта в этих небольших картинках. Безусловно интересны и его сравнения Семиречья и Дальнего Запада США в статье “В царстве яблоков”. А как живо и наглядно даны описания дикой природы в этих очерках!

И стоит поразиться предвиденью Краснова, предвиденью, касающемуся будущего города Верного, нынешней Алма-Аты...

В 1911 году, сидя в грязном и удаленном от всего цивилизованного мира городке, он писал: “Пройдет железный путь, Бог даст, перестанет трясти, проникнет с железным путем культура, закипит и забьется жизнь в Верном; по Алматинке, на чудном бирюзовом озере Иссык станут отели и санатории; откроет свои действия верненский клуб альпинистов; побежит к горе Талгар фуникулер; откроются свои нарзаны и ессентуки - и зацветет богатый край”.


Максим Ивлев

Публикация, предисловие и примечания


[Назад]

Hosted by uCoz