![]() |
Заметки с Белого съездаДва дня Из разговора на собрании. - И все-таки, кем же являются собравшиеся здесь люди? Это - исторический клуб, орден доблести и чести, наконец, политическое движение? - Ни то, ни другое, ни третье; мы - собрание единомышленников. 15 и 16 июля 2003 г. в Санкт-Петербурге произошло внешне незаметное событие, его еще предстоит оценить по достоинству, но его участники убеждены, что присутствовали на событии историческом. Поздним утром жаркого летнего дня в Петербурге по Фурштатской и Кирочной улицам, вдоль бывших казарм Преображенского полка, огибая угол Таврического сада в направлении музея им. А.В. Суворова двигались люди. Здесь собирались участники первого съезда Белого движения, чтобы встретиться, послушать друг друга, обсудить идейные основания общего дела и практические вопросы, а первым делом - создать своего рода информационный и координационный центр для своих печатных изданий. |
Организовать встречу сумел представитель
РОВС («Русского Общевоинского Союза») в С.-Петербурге, издатель «Вестника
РОВС», который теперь выходит на невской земле, Игорь Борисович Иванов.
На встрече в музее Суворова оказалось несколько десятков человек разных
возрастов: от седобородых патриархов до юных ребят. Франция, Германия, Болгария,
Москва, Петербург, Севастополь, Пенза, Новороссийск. Люди примечательны
во многих отношениях, но объединяющим всех было то, что их понятия соотнесены
с выверенными и осмысленными идеалами, с выношенной системой исторических
координат, наделенные энергией мысли, пера и дела. Участники были безконечно
далеки от того, чтобы прийти в форме Добровольческой армии и, вообще, выразить
себя приверженцами соответствующего антуража - прошли времена первых лет
перестройки, а с ними «митингующие аксельбантами и нашивками», либо играющие
в исторический театр. Спектакль давно кончился, началась жизнь, в продолжение
той самой трагичной российской судьбы, которая определила выбор Белого пути
в 1918 г. Директор музея А.И. Суворова, сам участник съезда А. Егоров, блестяще рассказали о музее и провели по его залам - таким высоким, исполненным воздуха, напоминающим приделы большого собора. По верху обозначены названия населенных пунктов и крепостей, взятых полководцем, внизу на стенах портреты, картины, мундиры, трофеи - многочисленные свидетели величия России. До октябрьского переворота музей существовал при академии Генерального Штаба, находившейся в непосредственной близости, на Суворовском проспекте. Коллекцию музея в гражданскую войну пытались спасти, и вместе с золотым запасом России в одном эшелоне она путешествовала до Дальнего Востока. Ее случайно не уберегли одни, и так же случайно спасли другие. В 1925 г. разобрали знаменитую Кончанскую церковь. В ней любил прислуживать сам полководец, ее бережно перевезли и восстановили возле построенного музейного здания - к 100-летию со дня смерти Суворова. Между прочим, общепринятое мнение о том, что Суворов был мал ростом не соответствует фактам, - не меньше 1 м 70 см, если не больше... Главное же в том, что этот человек по праву может считаться воплощением национального духа, национальным гением. Причем его превосходные во многих отношениях достоинства полководческие и человеческие очевидны, это вовсе не миф на современную потребу поспешного национального вызревания, кстати заметить. Участники собрания остановились в центре экспозиции, чтобы присутствовать при неожиданной церемонии. Председатель Союза Русских Белогвардейцев и их потомков в Болгарии (СРББ) Леонид Евгеньевич Ходкевич вручил мемориальную медаль в честь 125-летия освобождения Болгарии Россией от турецкого ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. В числе шести награжденных были председатель РОВС в России и организатор настоящего собрания И.Б. Иванов, лидер ВСХСОН, председатель международного фонда «Милосердие» И.В. Огурцов. В первый день встречи собравшиеся слушали представителей печатных и электронных изданий, посвященных Белому движению (либо регулярно уделяющих на своих страницах внимание этой теме). Речь шла о журналах, газетах, альманахах или просто листках: давно известных и недавно появившихся. Были представлены журнал «Вестник РОВС»; журнал «Посев» (общественно-политический журнал, издававшийся с 1945 г. за границей, а с 1992 г. в Москве); альманах «Белая гвардия» (Москва); «Успенский листок»; «Юнкер» (Молодежная монархическая газета, издаваемая в Пензе); газета «Веди» (Алма-Ата), журнал «Сержант» (Москва). Кроме печатных изданий свои сайты в интернете представили фонд славянской письменности и культуры В.М. Клыкова и издательство «Посев». Приветствие прислали старейшая монархическая газета «Наша страна» (Буэнос-Айрес), а также издание «Белая армия. Белое дело» (Екатеринбург). С большим интересом собрание слушало сообщение о газете «Веди», и о месте в ней Белой темы, о существовании газеты «Семиреченский Казачий Вестник», о публикациях журнала «Простор» (издание Союза писателей Казахстана), поместившего роман П.Н. Краснова «У подножья Божиего трона, или Амазонка пустыни», «Дневник галлиполийца» Николая Раевского, опубликован очерк М.Н. Ивлева – журналиста «Веди», посвященный генералу Гришину-Алмазову («Зигзаги генеральской судьбы»), «Записки русского изгнанника» И.Т. Беляева. Биографии участников Белого дела являются для осмысления прошлого особенно благодарным материалом. Историю, вообще, едва ли можно «понять», ее можно и нужно почувствовать изнутри, а для этого нет другого пути, как сжиться с судьбой какой-то отдельной личности из того времени, присвоить ее опыт, переведя его в собственный внутренний план. Может быть, только этот путь приведет историка к более адекватным историческим суждениям. В Белом движении, вообще, куда как много судеб - притягивающих, волнующих, не дающих покоя, они и становятся золотыми ключами историка. Чего стоит один «Верховный правитель»! Об этом примерно так же говорил и Антон Кузнецов («Успенский листок»), когда настаивал на том, что историк должен реконструировать целеполагание участников Белого движения в гражданской войне. Второй день собрания проходил в Краеведческом музее Царского Села (г. Пушкин), там, где возле городского сквера с памятником вождю стоит поклонный крест, он уже посерел и пообился дождями. Лет десять назад его установили на месте снесенного Екатерининского собора и гибели первомученика Русской Церкви отца Иоанна Кочурова. В зале, где проходила встреча, представлена экспозиция книг, посвященных Белому движению, они изданы, в основном, в Русском Зарубежье, на стенах - стенды с узнаваемыми портретами и в двух витринах - подлинная военная форма некоторых соединений Добровольческой Армии. Слушались тематические доклады. Выступали В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт (Москва), В.Ж. Цветков (Москва), Л.Е. Ходкевич (Болгария), С.Г. Зирин (г. Ямбург, Ленинградская обл.), И.В. Огурцов (Петербург). В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт, преподаватель истории московской школы-гимназии №503 поделился опытом преподавания в средней школе истории Белого движения и гражданской войны в России в 1918-1920 гг. Был отмечен спад интереса к истории вообще; общее в настроении учащихся - апатия, разочарование, равнодушие. Интерес пробуждается у единиц, но уже ради этих 2-3 оправданы усилия. Они и есть будущее России. Школа, в которой преподает докладчик, носит имя А. Макаренко. Поэтому в вопросе о равнозначности красного и белого террора особенно показательны и убедительны для нее факты из истории семьи Макаренко. Его брат, Виталий, был белым офицером; в своих воспоминаниях Макаренко отмечал, что в их родном городе Крюкове последствия белого и красного террора были несопоставимы: белые расстреляли - двух, красные - 200 человек. Тему преподавания российской истории продолжил и дополнил на опыте вузовского преподавания В.Ж. Цветков (гл. редактор журнала и издательства «Посев»). Нельзя было не согласиться, что в современной молодежной среде крайне недостаточен опыт последовательного размышления, в ней преобладает разорванное «клиповое» восприятие действительности и сказывается государственная установка на то, что прежнее противостояние теперь потеряло актуальность. Важно найти четкий, построенный на фактах доказательный ряд в оправдание Белого дела. Свой метод в истории Цветков определил как объективный, что вызвало критическую реакцию со стороны представителей издания «Успенский листок» (РПЦЗ). По их мнению, русская история разворачивается как сознательная борьба известных сил против России и как часть эсхатологического процесса. Большинство участников склонялось на сторону основного докладчика. Вера в водительство Божие и Божий суд - являются составной частью внутренней жизни духа исторически активной личности и являют себя через ее решения и поступки. И это наиболее адекватная позиция для исторического исследования. Свое активное участие издательство «Посев» продолжило презентацией книги - альбома «Белая гвардия» (2003 г.). Ей предшествовала презентация в Москве, в ГАРФе. Ранее «Посевом» был выпущен фотоальбом «Крестный путь генерала Врангеля». Новый труд, к сожалению, не включил богатое фотособрание Центрального музея вооруженных сил, в частности, не были использованы альбомы, посвященные атаману Б. Анненкову из собрания музея. Книга «Белая гвардия» внесет неоценимый вклад в осмысление истории Белого движения. Е.Л. Ходкевич представил недавно выпущенную в Болгарии Союзом русских белогвардейцев и их потомков книгу «Русские и болгары в войне за освобождение Болгарии. Памятники освободительной войны (1877-1879 гг.)». Издание напоминает болгарам, что в освобождении Болгарии от турецкого порабощения участвовало лишь 0,5% самих болгар. И.В. Огурцов произнес заключительное слово, которое было воспринято как программное. Ветеран борьбы с коммунистическим режимом от своего имени и от имени своих единомышленников и друзей (журналы «Москва», «Вече») передал приветствие съезду и благодарность его организатору И.Б. Иванову. В выступлении была сформулирована Белая идея, сущность которой состоит в сохранении в России православной русской цивилизации. Эта задача была и остается актуальной как в годы гражданской войны, так и сейчас. Игорь Вячеславович делал точные ссылки на Данилевского и Ив. Ильина. В результате войны 1941-1945 гг. - побежденная, но ныне мощная и объединенная Германия, и победившая, но нищая и расчлененная Россия, с расхищенной национальной собственностью. Русский народ находится в состоянии деморализации и утраты национального сознания. Задача Белого движения сегодня: восстановление русской самоидентификации, т.е. национальная реституция, и начаться она должна со среднего класса. Этот класс - патриот по своей сути. Не следует забывать, что все, ныне процветающие государства - с выраженным национальным самосознанием, национальной сплоченностью, катастрофически ослабленной ныне у русского народа; культура России и ее идеология неотделимы от географии, поэтому вторая задача - имперская реинтеграция, третья, экономическая, - возвращение России ее национальной собственности. (...) В заключение был согласован вопрос об информационном центре для белых изданий и центре их реализации. Теперь приобрести различные газеты и журналы, а также оставить для реализации свои печатные материалы можно будет в офисе издательства «Посев» по адресу: 103031, Москва, ул. Петровка, 26, строение 2, оф. 96. (код 38). Телефоны: 925-92-42; 925-81-38. Цветков Василий Жанович (гл. редактор), Кузнецова Оксана Артуровна (секретарь). Ольга Ходаковская |
![]() |
![]() |
![]() |