![]() |
"Творения" Святого Ефрема Сирина |
Сие и еще больше сего можно сказать
о любви. Но мы возвратимся к предположенному, и будем говорить о покаянии
и о будущем суде. Всегда нужно размышлять о сем: потому что день Господень,
якоже тать в нощи, тако приидет (1 Сол. 5, 2). Посему и днем и ночью взирай
на последний час, и в законе Господни поучимся день и нощь (Псал. 1, 2).
Многое вещай Богу, и не многое людям; и хотя к делу простираешь руку, уста
да поют, а ум да молится. Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое
имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца. Псалом — тишина души, он
вознаграждает миром. Псалом — посредник дружбы, единение разъединенных,
примирение враждующих. Псалом — привлечение Ангельской помощи; оружие против
страха ночного, успокоение от дневных трудов, безопасность младенцев, украшение
пожилым, утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он населяет
пустыни, уцеломудривает народные собрания; он — первоначальное обучение
новопоступающим, приращение преуспевающим, утверждение совершенным, глас
Церкви. Он делает светлыми праздники; он производит печаль по Богу. Псалом
и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом — дело Ангелов, небесное жительство,
духовное кадило. Псалом — просвещение душ, освящение тел. В нем никогда
не престанем, братия, поучаться и в домах, и на путях: и, ложась спать и
вставая от сна, будем беседовать сами с собой во псалмех и в песних и пениих
духовных. Псалом — радость боголюбцев; он отгоняет празднословие, прекращает
смех, напоминает суд, возбуждает душу к Богу, сликовствует с Ангелами. Где
псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами. А где песни чуждого, там гнев
Божий, и горевоздаяние за смех. Где священные книги и чтения, там веселие
праведных и спасение слушателей. А где гусли и лики, там омрачение мужей
и жен, и праздник диавольский. О какая злая хитрость, какая выдумка диавола!
Как искусно запинает и обольщает он каждого и убеждает делать зло, как добро.
Сего дня, по-видимому, поют псалмы, а наутро с усердием предаются пляскам;
сего дня христиане, а наутро язычники; сего дня носят на себе славное имя,
а наутро еллины; сего дня рабы Христовы, а наутро отступники от Бога. Не
вдавайтесь в заблуждение; ни один слуга не может двема господинома работати,
как написано (Матф. 6, 24); не можете Богу работати, и плясать с диаволом.
Как истинные рабы Христовы, Христу поработаем; Ему поклонимся, не отступим
от Него, с Ним пребудем до последнего издыхания, и не послушаемся змия;
потому что яко лев рыкая ходит иский, кого поглотити, кого обольстить. Ему
же противитеся тверди (1 Петр. 5, 8, 9), как Христовы воины, Христу работая
и с Ним пребывая. Не делай так, чтобы сего дня петь псалмы, а наутро плясать!
Сего дня каяться во грехах своих, а наутро скакать на свою погибель; сего
дня читать, а наутро свирять; сего дня соблюдать воздержание, а наутро кружиться,
и для всякого быть посмешищем. Нет, брат, не будем так губить время своего
спасения, играя, и другим служа игралищем. Как добрый земледелец, обрабатывай
и охраняй вину свою. Не тяготись, брат, напутиями к жизни вечной, не отвергай
сухоядения, не удаляйся от бдения, не почитай за ничто возлежания на голой
земле, не оставляй псалмопения. Ибо все это и подобное сему препосылает
тебя в вечную жизнь, и радость, и веселие, и упокоение. Возлюби молчание
во время худой беседы; житейские беседы разлучают ум с Богом.
«Творения» святого Ефрема Сирина, репринт, Издательский
отдел Московского Патриархата, 1993 г. [<<<НАЗАД] [НА ГЛАВНУЮ] |