Петропавловскъ. Соборъ въ подгорной части

Под неумолкаемый звон колоколов прошел по улицам Петропавловска православный крестный ход. Мира, покоя, изобилия плодов земных – нашей стране, властям и воинству ее – об этом молились тысячи верующих людей.

На ехавшем впереди процессии увитом зелеными ветвями грузовичке была установлена большая икона с ликами свв. Апостолов Петра и Павла. День их памяти и отмечали православные 12 июля. За старинными хоругвями словно плыла по воздуху еще одна икона с изображением небесных покровителей Петропавловска. Хранящаяся в алтаре собора, она выносится оттуда только раз в год. В этот день несколько улиц, по которым прошел крестный ход, были окроплены святой водой. А для жителей города и всей нашей страны молитвенно испрашвались покой, благоденствие и процветание. Торжественный молебен, в котором приняли участие все священники

Северного Казахстана, а также прибывший в Петропавловск епископ Шимкентский и Акмолинский Елевферий, состоялся на месте, где когда-то возвышался величественный Вознесенский собор, а теперь находится русский драматический театр. Праздничные тропари и уставные многолетия, благодаря мощным голосам и динамикам, были слышны на всю округу.
На городскую площадь стекалось множество народа. Владыка поздравил всех с Днем города и пожелал каждому найти тропинку к храму. «Тогда будет мир и радость в нашей душе и вокруг нас», – сказал епископ.
Вот что пишет на основании материалов Омской епархии А.А. Кузнецов в «Кратком историческом очерке г. Петропавловска Акмолинской области. 1913 год: с 1803 г. заложена под горой каменная Покровская церковь. В 1812 году она «была паки разобрана до основания и на том же месте по вновь составленному плану с большим умалением» 22 октября 1813 г. заложена новая каменная же церковь также о трех приделах... Выстроена на средства прихожан. 1831 г. июля 29. Заложена на горе в крепости каменная церковь во имя св. апостолов Петра и Павла на месте пришедшей в ветхость старой крепостной деревянной церкви... Построена на средства прихожан».
Год закладки первого камня, освящения места для строительства по церковной традиции считается годом основания храма.
Таким образом, год основания Покровской подгорной церкви – 1803. А солдатской? А.И. Семенов в своей работе «Город Петропавловск за 200 лет» считает, что деревянная крепостная церковь, на месте которой в 1831 г. заложили каменную, была построена в 1766 году. Следовательно, заложена она еще раньше! Значит, храм Петра и Павла - первая церковь нашего города. А подгорная - вторая. Как трагически соединились их судьбы!
Век двадцатый... Читаем подшивки местных газет за 1920-1930-е годы. Заголовки: «Красный безбожник», «Учителя на попа променяли», «Надо скорее снять с церквей колокола», «Огонь по примиренческому отношению к религии», «Усилим антирелигиозную пропаганду», «Все силы на безбожный фронт» и т.д.
Одной из первых в городе пострадала церковь Марии Магдалины (железнодорожная). Газета «Юный степняк», №27 (143) за 1923 год сообщает о закрытии церкви и превращении ее во «дворец молодых безбожников». В 1930 г. принято решение о «ликвидации» Вознесенского собора. А потом очередь дошла и до первых церквей нашего города...
1938 год... 16 октября президиум Петропавловского горсовета принял решение о закрытии подгорной церкви и об использовании ее здания для общественных нужд.
И началось...
Вспоминают очевидцы событий.
Г. Пименова:
«Видела, как сбрасывали колокол с подгорной церкви. Упал на паперть. Паперть треснула, а колокол остался цел... Толпа стояла. Охали и ахали».
Л. Козина:
«Лично наблюдала, как множество людей, держась за толстый трос, пытались сбросить колокол, который был таким большим, что не проходил в окно колокольни. Поэтому пришлось долбить стену, чтобы сделать отверстие пошире. Колокол упал... Люди плакали, крестились, молились... Колокол, падая, издал какой-то плачущий звук... Народу было очень много - вся подгора...
Мы, дети, побежали к солдатской церкви. Ее колокол уже лежал на земле...»
Солдатскую церковь называли еще крепостной, церковью святых апостолов Петра и Павла.
Нас спрашивают: «Когда Покровская (подгорная) казачья церковь стала Собором святых апостолов Петра и Павла?». Вряд ли удастся дать точный ответ на этот вопрос. В документе 1938 года о закрытии наш храм именуется «подгорной церковью». А в документе 1946 года о передаче здания храма общине верующих он уже называется «подгорным собором». Очевидно, с разрушением солдатской крепостной церкви святых апостолов Петра и Павла наш город не мог остаться без храма, носящего имена святых покровителей города. И поскольку центральный алтарь уцелевшей Покровской церкви изначально был освящен в честь Петра и Павла, то и стала наша подгорная церковь Собором святых апостолов Петра и Павла. Всего в дореволюционном Петропавловске было семь церквей. Ныне из них действуют две: Всехсвятская церковь и Собор святых апостолов Петра и Павла. Три разрушены до основания - Вознесенский собор, Васильевская Старокладбищенская (Зенковская) церковь, Мариинская железнодорожная церковь. К сожалению, нам пока неизвестна судьба церкви при тюремном замке, от солдатской церкви остались стены ее нижней части. Подгорный храм с 1938 по 1946 годы тоже использовался не по назначению, Был он в ведении облместпрома.
А Е.П. Зверовских рассказывает: «В самом храме выпекали хлеб, хранили семена для производства масла, маслобойка была расположена в конце улицы Подгорной. Позднее этот промкомбинат стал производить махорку».
В 1946 году облисполком принимает распоряжение № 206 «о передаче здания подгорного собора в городе Петропавловске общине верующих».

ВИДЕНИЕ МИТРОПОЛИТА
Что же случилось? Почему политика советского государства в отношении церкви стала более лояльной? Почему еще в 1943 году состоялась встреча Сталина с представителями церковных иерархий? Многие скажут: наверное, потому что верующие активно помогали фронту, на их средства даже была сформирована танковая колонна им. Дмитрия Донского. Да, верующие активно помогали фронту, мужественно сражались в действующей армии, зная,

что блажен тот, кто отдал жизнь за други своя»…
Все это так. Но были и другие обстоятельства, заставившие изменить политику сталинского руководства в отношении Церкви. В наши дни многим уже известно о митрополите Гор Ливанских Илии, который в первые месяцы Великой Отечественной войны в одной из пещерных церквей Ливана молился о спасении России. С детских лет Илия (Карам) так почитал и любил Богородицу, как редкий сын любит свою мать. И сейчас он молил Ее о помощи. Помощи не лично для себя, а для далекой России. Владыка очень любил нашу страну. Рассказывают, что три дня он не ел и не спал. А на четвертый день будто бы было ему видение. В подземелье стало светло, словно его озарило солнце, и раздался голос Богоматери. Были сообщены условия спасения России. Владыка связался с Москвой и передал эти условия... Каковы они были, можно судить по тем мероприятиям, которые были проведены в СССР: открыто 350 церквей, выпущено на свободу из тюрем и лагерей несколько тысяч священников, а самолеты с Тихвинским и Казанским образами Божьей Матери облетели не только Москву, но и блокадный Ленинград и сражавшийся Сталинград. Последнее подтвердил в разговоре с писателем Юрием Бондаревым Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. После войны советское правительство несколько раз приглашало митрополита Илию в Москву. Владыке была присуждена Сталинская премия, которую он передал нашим детям-сиротам.
Интересные сведения о митрополите Илие сообщены в газете «Вера», № 359 за 2000 год. Об этом человеке снят документальный фильм. Так что решение облисполкома о передаче собора общине верующих не было исключительным событием.

ОЧИЩЕНИЕ
О том, как шло восстановление храма, нам поведали сестры Татьяна Андреевна и Мария Андреевна Пятаковы. Обе они, будучи еще совсем молоденькими, после смерти матери и отца 8 апреля 1946 г. приехали в Петропавловск из Щучьего. Благочинным церквей Северного Казахстана был в это время о. Игнатий Кондратюк.
Вера Степановна Барашкова, долгие годы работавшая и во Всехсвятской церкви, и в Соборе святых апостолов Петра и Павла, говорит о нем: «Исключительный проповедник! А как он людей к исповеди готовил, как исповедовал! От Бога был у него талант». О. Игнатий предложил Марии Андреевне Пятаковой работу бухгалтера во Всехсвятской церкви (июнь 1946 г.). Вскоре, вспоминает она, приехал в Петропавловск архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), ныне канонизированный (август 2000 г.). Он и поставил вопрос о восстановлении подгорного храма. На Пасху 1946 г. собралось у Всехсвятской церкви огромное количество народа, была невозможная теснота. Пошли к уполномоченному просить о восстановлении подгорной церкви. Разрешение было получено.

Печальное зрелище являл собой храм в 1946 году: разгромлены иконостасы, алтари, варварски уничтожены многие иконы и киоты. И хотя роспись на стенах и сохранилась, но все было покрыто слоем грязи. Перед центральным алтарем до самого купола возвышалась громадная кирпичная вытяжная труба. В Никольском приделе стояла огромная печь из кирпича. Все это надо было убрать, очистить храм. И вот прихожане, в основном бабушки и дедушки, стали разбирать эти сооружения, таскать мусор, кирпичи, кто ведрами, кто еще чем.
Очистили. Теперь следовало приступить к ремонту, покраске, росписи и реставрации того, что еще можно было реставрировать. Средств не хватало. Объявили сбор. Ходили с кружками по городу... Так что делать ремонт пришлось лишь летом 1947 года силами самих верующих, без наемной рабочей силы. По воспоминаниям Веры Степановны Барашковой, все инженерные работы по восстановлению храма
проводились под руководством преподавателя механического техникума А.А. Наумова.
Активно участвовали в восстановительных работах священнослужители. До наших дней сохранилась уникальная грамота, данная протоиерею Владимиру Осипову от Алма-Атинского архиепископа «в воздаяние трудов при восстановлении Петропавловского собора, в дни его настоятельства в нем и в благословение его безпорочного пастырского служения».
О многом говорит этот документ! Прежде всего о точной дате освящения восстановленного храма (богослужения шли уже с 1947 года. Пасха 1947 года праздновалась уже и во Всехсвятской церкви, и в соборе). Грамота 1951 года подписана человеком, ныне причисленным к лику святых! Оформлена она вручную, что свидетельствует о трудностях послевоенного времени, в частности, в самой церковной жизни.
Во вновь открытом храме зимой было очень холодно. Местное водяное отопление появилось только в 1960-е годы, до этого он отапливался печами. К центральному не разрешали подключаться. Телефон иметь не разрешали. Верующие находились под постоянным контролем властей.

Хрущев и здесь показал…
«кузькину мать»
Докладная 1967 года свидетельствует о том, что в годы хрущевской «оттепели» начался продолжавшийся и в последующие годы новый виток антирелигиозной политики. Борьба с религией велась и в открытую (снова закрывались храмы, Н.С. Хрущев обещал вскоре показать по телевизору «последнего попа») и более ухищренными методами: пускались в ход ложь, клевета, слежки. И из вуза верующего человека могли изгнать, и работу он мог потерять. Между тем Конституция СССР декларировала свободу совести. Могут сказать: «Вы, верующие, тоже не все святы». Да, это так. В наших молитвах Церковь называется «врачебницей» для тех, кто осознал, что болит его душа, нуждается в излечении.
Временно, с 1956 по октябрь 1960 года в Петропавловске учредили викариатство. Викарий - это архиерей, замещающий правящего архиерея, подотчетный ему. Викариатство - это группа приходов, религиозной жизнью которых руководит викарий.
Вера Степановна Барашкова вспомнила интересный факт времен викариатства: «В Петропавловске 9 октября 1957 года в соборе служили два архиерея: архиепископ Мануил Чебоксарский и архиепископ Иосиф Северо-Казахстанский и Кустанайский. Они встретились через несколько лет после ссылки. Такого, - говорит она, - больше за 50 лет не было».
Наши прихожане вспоминают: первым настоятелем Собора в послевоенные годы (с 1947 г.) был переведенный из Всехсвятской церкви о. Антоний Волошенко. Диаконом служил тогда о. Василий Артоболевский. Двое их было, священнослужителей. Диакон после ектинии прятал руку в складках одежды - так холодно было в храме. Потом причт увеличился. В разные годы настоятелями собора были: о. Владимир Осипов, о. Феодор Кукульский, о. Алексий Улович, архимандрит Димитрий Красуля (1960-е годы), прот. Алексий Кожевников, иерей Николай Коваленко, иерей Сергий, прот. Василий Рыбчинский, прот. Виктор Петров, иерей Александр Базылев, прот. Николай Бурдин, прот. Павел Черных, прот. Сергий Снопков.
У каждого из них очень интересная биография. Например, у о. Алексия Уловича. Митрофорный протоиерей, носитель многих церковных наград, он в августе 1994 года в Караганде праздновал славный юбилей - 60-летие пастырского служения! Выпускник Варшавского университета, факультета Православного богословия, потомственный священник. Служили у Престола Божия его отец, дед, прадед, прапрадед... 10 лет о. Алексий страдал в сталинских лагерях. Пережил гонения, клевету.
Помнят прихожане и о. Николая Бурдина. Был он благочинным Северо-Казахстанской и Кокчетавской областей, настоятелем Собора святых апостолов Петра и Павла на рубеже 1980-90-x гг. Вырос на Алтае в религиозной семье (все братья его - священнослужители). Окончил Духовную Академию. Имеет и светское образование: заочно окончил юридической факультет Томского университета. О. Николай - единственный священнослужитель Русской Православной Церкви в Казахстане, которому в год 1000-летия Крещения Руси вручили орден святого Владимира «За церковные заслуги». Когда корреспондент местной газеты поздравил его с этой наградой, священник скромно ответил: Это, скорее, заслуга всего нашего благочиния» («Ленинское знамя» № 107 за 1998 год).

ВНОВЬ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА
Собор святых апостолов Петра и Павла, как и вся наша Церковь, получил новое дыхание после 1988 года - года празднования 1000-летия Крещения Руси. Этот юбилей торжественно отмечался в Петропавловске в июле 1988 года. На празднества прибыл епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий. Богослужение закончилось благодарственным молебном и крестным ходом. В 1990 году началось восстановление церковных колоколов. Активизировалась церковная жизнь. Люди стали больше узнавать о церкви, растут ряды прихожан.
На месте старой забегаловки, стоявшей рядом с храмом и прозванной в народе «У Христа за пазухой», воздвигнуто на добровольные пожертвования граждан и организаций красивое кирпичное здание. В нем при новом настоятеле храма протоиерее Сергии (Снопкове) 16 июня 1997 года в День Святого Духа был освящен Престол крестильного храма в честь праздника Святой Пятидесятницы. В крестильном храме есть баптистерий с мраморным бассейном для полного погружения взрослых при крещении. При Соборе действует институт оглашенных для занятий с теми, кто готовится ко святому таинству крещения. Занятия проводятся по

специальной программе: предусмотрены лекции по важнейшим духовным вопросам, просмотр видеофильмов о храме, о таинствах Церкви, беседы со священниками.
В этом же здании располагается и основная школа имени просветителей Кирилла и Мефодия, где учащиеся получают знания и по обычной школьной программе, и по духовным предметам.
Протоиерей Сергий является настоятелем собора с 1994 rода. До назначения в Петропавловск служил на космодроме Байконур. До сих пор едут навестить его прихожане Свято-Георгиевского храма, что в Байконуре. Пишут письма. Звонят. Сам о.Сергий так говорит о своем служении в Байконуре: «Православным чином освящались на космодроме и космические корабли, и гостиница, где проходят реабилитационный период космонавты... С некоторыми космонавтами мы и сейчас встречаемся, как, например, с нашим земляком А. Викторенко».
На протоиерее Сергии лежат немалые заботы по благоустройству нашего храма, духовному просвещению прихожан, по строительству нового храма г. Петропавловска - Вознесенского, который возводится в 19-м микрорайоне.
О. Сергий окончил Духовную Академию, много читает. Его проповеди всегда содержательны. Он старается говорить так, чтобы слова были понятны любой аудитории.
Собор благоукрашается и с внешней, и с внутренней стороны. При нем действует библиотека. Книги выдаются безплатно.
Есть хорошая подборка выдаваемых напрокат аудио- и видеокассет на самые различные темы, газеты, журналы духовного содержания для взрослых, молодежи, детей.
При Соборе открыта Воскресная школа для молодежи до 30 лет и для взрослых старше 30 лет. Здесь не только ведутся занятия по духовным дисциплинам, но и созданы условия для взаимного общения на христианской основе.
И какая это радость - видеть то, что было когда-то грязным, порушенным, захламленным, вновь чистым, сияющим яркими красками! И делается это не только для нас, нынешних прихожан, но и для тех, кто придет в храм после нас...
Наш правящий архиерей, епископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий благословил приурочить празднование 200-летия нашего Собора к празднику святых апостолов Петра и Павла, хотя заложен он был в октябре 1803 г., в праздник Покрова. И это логически верно: ушла в прошлое история Покровской церкви. Ныне наш храм – Собор святых апостолов Петра и Павла.

Татьяна КУКСИНА, преподаватель Воскресной
школы при Соборе свв. апостолов Петра и Павла
Газета «Добрый вечер» № 28 (136)
Материал предоставлен настоятелем
Собора свв. апостолов Петра и Павла
протоиереем о. Сергием Снопковым

[<<<НАЗАД] [НА ГЛАВНУЮ]

Hosted by uCoz