Имя генерала Петра Николаевича Краснова (1869 -1947), человека сложной, трагичной судьбы, достаточно хорошо известно современному читателю. Со школьных лет мы помним его как “одного из главных организаторов контрреволюции в гражданскую войну”, первым вместе с А.Ф.Керенским выступившего против революции в октябре 1917 года, а затем возглавившего белоказачье государственное формирование на Дону. Гораздо меньше сведений о дальнейшей его судьбе. Однако речь сейчас не об этом. Не так давно у нас появилась возможность узнать о другой стороне жизни и деятельности Петра Краснова, до недавнего момента сокрытой от нас и почти неизвестной в бывшем СССР. Сейчас мы узнаём Краснова как талантливого писателя и публициста, произведения которого стали популярны в России еще до революции, а затем, в эмиграции, получили подлинную славу. Они выходили огромными тиражами, имели солидный коммерческий успех, были переведены на десятки иностранных языков и обошли весь мир, по ним ставились фильмы и о них спорили критики и литературоведы.
Произведения Краснова, с которыми мы только теперь знакомимся, совершенно различны по стилю и жанру и далеко не равноценны. Здесь есть антикоммунистическая публицистика и повести с авантюрно-приключенческим сюжетом, исторические романы и исследования и мемуары, антиутопии и большие произведения на темы современной ему жизни. Поражает чудовищная работоспособность писателя... Краснову ведь частенько приходилось работать в условиях, совершенно не подходящих для творчества, вдали от тиши кабинетов и библиотек и, тем не менее, из-под его пера вышло несколько десятков романов и повестей; публицистика же его, разбросанная в различных российских и зарубежных периодических изданиях, совершенно не поддается учету и еще ждет своего исследователя.
Несомненно, что Краснов имел способности к литературе. Еще его отец, Николай Иванович, Генерального штаба генерал-лейтенант, опубликовал несколько художественных произведений и фундаментальных исследований по истории казачества, из которых особенно выделялись “Земля Войска Донского”, “Исторические очерки Дона”, “Уральские казаки и экономические условия их быта”, а также разбор работы П.А.Лобке “Терские казаки”, за который он был награжден золотой медалью Академии наук. Сам Петр Краснов впервые начал писать еще в двенадцатилетнем возрасте, когда стал выпускать в нескольких экземплярах домашний журнал “Юность”, где выступил в роли автора, редактора и издателя, и опубликовал в нем детские рассказы на темы из русской истории.
С 1891 года его очерки и рассказы стали появляться в военной газете “Русский Инвалид”, а затем в “Петербургском Листке”, “Биржевых Ведомостях”, “Петербургской Газете”, “Отдыхе”, “Военном Сборнике”, “Ниве” и приложениях к ней. Тема казачества и вообще воинской службы становится доминирующей в творчестве молодого писателя. Она же является главной и в его первых произведениях.
После сборника “На озере” (1893) практически ежегодно стали выходить его книги, зачастую весьма объемные. Офицер и литератор всегда идут в нем рука об руку - офицер Краснов, не оставляя военной службы, становится корреспондентом газеты “Русский Инвалид”. Впечатления с фронта боевых действий Боксерского восстания в Китае и русско-японской войны, результаты командировок на турецкую и персидскую границы и в российские губернии, пострадавшие от голода; события в Абиссинии, где Краснов побывал начальником конвоя русской военной миссии при дворе негуса Менелика, складывались в его репортажи и корреспонденции в газетах и журналах. В “Русском Инвалиде” он часто пользовался псевдонимом “Гр. А.Д.”
Отдельными изданиями были опубликованы “Атаман Платов” (1896), “Донцы” (1896), “Донские казачьи полки сто лет назад” (1896), “Ваграм” (1897), “Атаманская памятка” (1898), “Казаки в Африке. Дневник начальника конвоя Российской императорской миссии в Абиссинии в 1897-98 г.” (1900), “Генералиссимус Суворов” (1900), “Борьба с Китаем” (1901), “По Азии. Очерки Маньчжурии, Дальнего Востока, Китая, Японии и Индии” (1903), “Любовь абиссинки” (1903), “Картины былого Тихого Дона” (1909) и др. Прекрасно издан большой труд Краснова “Год войны” - подробное и талантливое описание войны с Японией.
Параллельно с писательским ремеслом Краснов успевает закончить офицерскую кавалерийскую школу в Санкт-Петербурге, служит командиром казачьих полков в Семиречье и в Польше, а с первых дней войны 1914 года участвует в боевых действиях. Тем не менее, несмотря на постоянные бои на германском фронте, ему удается не оставлять литературных занятий. Только в 1915 году он, уже генерал-майор, сумел издать несколько произведений, среди которых романы “Погром” и “В житейском море”, печатавшийся в 1911-1913 гг. в “Русском Инвалиде”.
В лазарете, после ранения, Краснов приступает к написанию замечательного сборника новелл “Тихие подвижники. Венок на могилу неизвестного солдата Императорской Российской Армии”, завершенного уже в эмиграции, в 1923 году. Поэзия в прозе - именно так можно охарактеризовать это проникнутое тончайшим лиризмом, потрясающее жестокой правдой произведение, переведенное впоследствии на 17 языков и ставшее своего рода реквиемом старой императорской России.
Даже в грозовые годы гражданской войны Краснов, находящийся в самой гуще событий, успевает заниматься писательским трудом. В 1919 году выходит его “сентиментальная” повесть “У подножия Божьего трона”, переработанная и переизданная впоследствии в эмиграции под названием “Амазонка пустыни”. После сложения с себя атаманских полномочий и отъезда с Дона он редактирует в армии Юденича газету “Приневский край”, где публикует яркие антибольшевистские статьи.
И все-таки настоящий расцвет творчества Краснова проявился уже в эмиграции, где он, не прекращая, однако, активной политической деятельности, полностью отдался своему любимому делу - писательству. Проживая в Берлине и Париже, Краснов пишет свои лучшие романы и повести.
Уже в 1921 году в 1-м томе “Архива русской революции”, издававшемся И.В.Гессеном в Берлине, выходят воспоминания Краснова о событиях 1917 года - “На внутреннем фронте”, переиздававшиеся потом множество раз и даже перепечатанные в 1925 году “пиратским” способом в СССР. На следующий год в том же “Архиве русской революции”, в томе 5-м, выходит продолжение этих воспоминаний - “Всевеликое войско Донское”, также много раз переизданное.
Наверное, самое значительное его произведение - роман в четырех томах “От Двуглавого Орла к красному знамени” - вышло там же, в Берлине, в 1921 году. Роман этот писался более десяти лет и сразу же завоевал блистательный успех. Он выдержал несколько изданий, был переведен на 15 иностранных языков и уже в середине 20-х годов экранизирован. Это поистине грандиозная эпопея русской жизни конца XIX - начала XX века, охватывающая войны и революции, эпопея, которую сравнивали с толстовской “Войной и миром” как по заданию, так и по исполнению. По вполне понятным причинам, роман этот не могли увидеть и прочитать граждане Страны Советов - он был снят со спецхрана только в 1990 году, а в 1994-1995 гг. переиздан в России.
Благодаря тому, что многие произведения Краснова имели несомненный коммерческий успех, он мог позволить себе совершенно безбедно проживать в Европе исключительно за счет литературных публикаций. Книги у него выходили каждый год, не считая переизданий и многочисленных переводов на все европейские языки. Только на немецкий было переведено полтора десятка его повестей и романов, и, по весьма приблизительным оценкам, в одной только Германии было продано более двух миллионов его книг. Некоторые произведения добивались и престижных международных призов, как например роман “Ненависть”, получивший премию католической церкви.
Ниже мы постарались привести список основных произведений Краснова, изданных в эмиграции, список, охватывающий только первые издания и, как видится нам, далеко не полный и нуждающийся в уточнениях и исправлениях.
Но и публиковалось не все. В рукописях остались романы Краснова “Погибельный Кавказ” и “Между жизнью и искусством”.
Надо сказать, что в творчестве Петра Николаевича Краснова немаловажное место занимал Казахстан и “семиреченская” тематика. Это было связано с воспоминаниями о его почти трехлетней службе в Семиречье в должности командира 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка. Уже в “Венке на могилу...” появляются зарисовки о людях, служивших вместе с ним в Джаркенте. В 1919 году, в Новочеркасске, небольшим тиражом выходит его первая семиреченская повесть - “У подножия Божьего трона”, переизданная и дополненная затем в эмиграции под названием “Амазонка пустыни”. В 1923 году выходит его роман “Опавшие листья”, немало страниц которого посвящены Джаркенту и службе офицеров в пограничном гарнизоне. В 1939 году в Париже вышли его мемуары “На рубеже Китая”, отрывки из которых уже публиковались “Простором” и знакомы казахстанскому читателю.
Здесь же мы даем возможность ознакомиться с четырьмя очерками Петра Краснова из его большого цикла под общим названием “Кинематограф”. Очерки печатались в 1911-1913 гг. в газете “Русский Инвалид”. Сейчас, по прошествии десятков лет, нам кажутся небезынтересными и описание Красновым верненского землетрясения 1911 года в очерке “Город Верный”, и его прекрасные зарисовки исчезнувшего горного озера Иссык, этой голубой жемчужины Заилийского Алатау, в “Поездке на Иссыкское озеро”. Предчувствие грядущей войны сквозит в последних строках этой путевой зарисовки, войны, принесшей вскоре и крушение этого старого, устоявшегося веками мира. Возможно, сегодняшнего читателя несколько смутят откровенно монархические взгляды Петра Краснова, иногда прорывающиеся в его повествовании, - что ж, он был сыном своего времени, таким он и умер. Но прочтите внимательно его описание казахской байги, его пересказ старой киргизской легенды о Тамерлане, его слова о “тихих и кротких киргизах”, часто несправедливо обиженных и обманутых, в зарисовке “По предгорьям Тянь-Шаня” - и вы увидите искру таланта в этих небольших картинках. Безусловно интересны и его сравнения Семиречья и Дальнего Запада США в статье “В царстве яблоков”. А как живо и наглядно даны описания дикой природы в этих очерках!
И стоит поразиться предвиденью Краснова, предвиденью, касающемуся будущего города Верного, нынешней Алма-Аты...
В 1911 году, сидя в грязном и удаленном от всего цивилизованного мира городке, он писал: “Пройдет железный путь, Бог даст, перестанет трясти, проникнет с железным путем культура, закипит и забьется жизнь в Верном; по Алматинке, на чудном бирюзовом озере Иссык станут отели и санатории; откроет свои действия верненский клуб альпинистов; побежит к горе Талгар фуникулер; откроются свои нарзаны и ессентуки - и зацветет богатый край”.
Максим Ивлев
Публикация, предисловие и примечания
[Назад]