РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ

СОЮЗ ПРАВОСЛАВНЫХ ГРАЖДАН


Вера и политика
Валентин Лебедев, Председатель Союза Православных Граждан

Часто говорят, что вера и политика суть вещи несовместимые. Церковь в России отделена от государства и принципиально ставит себя вне политического процесса. Существует прямой запрет руководства Церкви на участие священников в выборах в качестве кандидатов, в предвыборной агитации, в деятельности политических организаций. Да и сама политика зачастую мыслится «грязным», «безнравственным» делом, участие в котором неизбежно связанно с необходимостью идти на сделки со своею совестью. Такое положение вещей устраивает многих. За время советской власти многие верующие привыкли, во избежание очевидных последствий, чураться любых политических вопросов, демонстрировать лояльность власти и ограничивать этим свое участие в жизни страны.

С другой стороны, религиозность сама по себе есть мощнейший фактор российской общественной жизни. Статистические данные говорят нам, что подавляющее большинство граждан нашей страны считают себя верующими; более 80% заявляют о своей принадлежности к Православию. Абсурдно было бы предполагать, что за порогом избирательного участка, служебного кабинета, редакции они оставляют свои убеждения. Образ действия человека, наши предпочтения, наш выбор зависят от наших убеждений напрямую. Очевидно, что существуют ценности, общие для большинства российских граждан, ценности, которые не оспаривает никто: крепкая семья, честный труд, чистая совесть, возможность жить по своей вере и по своим убеждениям. Эти ценности есть ценности общепринятые, ценности традиционные. Своей основой они имеют либо веру, либо традицию, основанную на той же вере, на тех же заповедях: не убей, не укради… Очевидно также, что эти ценности, эти принципы нуждаются не только в защите, но и в реальной возможности своего осуществления; в противном случае любая декларация приверженности им была бы бессмысленна.

Имеют ли граждане России право использовать законодательные механизмы для защиты того, что им дорого, для защиты своих ценностей, своих убеждений? Вопрос, казалось бы, риторический. Однако многим хотелось бы, чтобы граждане мешались бы в политику как можно меньше, а особенно со своею верой и со своими идеалами и ценностями. Открыто декларируется следующая точка зрения: если вера вне политики - она должна быть и вне общества; если человек исповедует свою веру, имеет религиозно обоснованные убеждения - он не имеет право на общественно значимое действие. Говорить так - значит утверждать, что политика обязана быть вне общепринятых ценностей, а значит - вне нравственности.

Большинство граждан России считают, однако, иначе. Разумеется, видеть вовлеченными в политику, в борьбу за власть традиционные религиозные институты, и в первую очередь -Русскую Православную Церковь не хочет никто. Но верующие граждане России имеют право отстаивать собственные ценности, бороться за них, требовать от власти уважения к вере большинства. Пренебрежение гражданскими правами верующих, отказ им в таких правах недопустим. Очевидно, что реальная правозащитная деятельность в этой сфере может и должна вестись внецерковными организациями верующих. Мало того, скажем прямо, права и свободы православного большинства граждан России ущемлены-Православие не представлено на общенациональных телеканалах в достойное для зрителя время, в то время как большинство СМИ, кстати, именно тех, которые устраивают ныне нападки на Президента, устраивают настоящую травлю Русской Православной Церкви, блокируют любые ее общественные и образовательные инициативы, которые, кстати, направлены не только на благо православных, но и всех граждан России (например, проблемы демографического кризиса нашего народа, эпидемии наркомании среди молодежи без Церкви общество решить не в состоянии). Особенно отвратительной и вредной для всех граждан России стала оголтелая кампания против введения в школу добровольного предмета «Основы православной культуры». Школьники, вне зависимости от их личной религиозности, пройдя такой курс, уж точно будут иметь ясные нравственные координаты, знать, что такое хорошо и что такое плохо. Это, согласитесь, как нельзя актуально. Но, из-за истерики небольшой группы никого не представляющих группы лиц, которым почему-то предоставили слово в большинстве «олигархических» СМИ, Министерство образования фактически отреклось от этого как хлеб, как воздух необходимого предмета. И поэтому мы, Союз Православных Граждан требуем- сохраняя добровольный характер предмета «Основы православной культуры», ввести его в федеральную компоненты системы государственного образования. По отношению к представителях тех политических сил, что выступят против этого, Союз Православных граждан выступит с обращением к православным не голосовать за них, публично выступать против этих партий и деятелей. И поверьте, тех к такому призыву прислушается, будет немало.
Не менее важный вопрос -землевладение и налогообложение Церкви. В нынешнем варианте Земельного Кодекса Церковь поставлена в такие условия, что не смогут полноценно существовать ее приходы, а принятые недавно Федеральным Собранием поправки к налоговому кодексу делают невозможной образовательную, издательскую и миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Это касается всех нас-мы не сможем отдать наших детей в православную гимназию, а издание православного журнала будет облагаться таким же налогом, как любой желтой газеты или порнографии.
А что происходит в Москве! Власти передают землеотвод на Ходынском поле под огромный «центр ведической культуры» , точнее- кришнаитскийх храм, высота которого будет 52 метра! Тем представим себе, чем это грозит. Глава Исполкома Общества Сознания Кришны Сергей Зуев в интервью английской газете «Гардиан» (23 октября с.г.) назвал Русскую Православную Церковь «самой опасной тоталитарной сектой». И «центр ведической культуры» с запаланированными там конференц-залами, музеями и проч. станет масштабнейшим центром подобной пропаганды. Причем на Ходынке до сих не передана земля под строительство православного храма, где должны совершаться молитвы о людях погибших там при коронации последнего российского императора. Мало того, московские власти поддерживают строительство огромного антиправославного центра в то время как в большинстве новых районов Москвы, иные из которых насчитывают по полмиллиона жителей, церквей вообще нет, а если есть-то на 200-300 человек. Войдите туда- там давно, а на крупный церковный праздник не войти. Глава департамента образования мэрии Москвы Любовь Кезина оскорбила православных жителей столицы, нарушила их права, заявив, что никаких «Основ православной культуры» в московских школах не будет. Мы не узнаем Юрия Лужкова-строителя Храма Христа Спасителя. Создается впечатление, что ему просто хотят навредить перед выборами, причем люди из собственного окружения. Мы требуем- Кезину в отставку, «Основы»-в московские школы, а в каждом микрорайоне должна быть православная церковь-это не меньшая, но большая необходимость, чем повсеместно возводимые супермаркеты, развлекательные центры, а для духовной жизни- пустыня.
Таким образом, в России сложилась абсурдная ситуация, когда религиозное большинство- православные, поражены в своих правах в области образования, возможности довести свою точку зрения до общества и государства.

Если говорить о российском религиозном большинстве, о тех центрах концентрации общественной активности и политической воли православного большинства граждан России , то в первую очередь речь должна идти о Союзе православных граждан, общественной организации, которая уже много лет защищает права и интересы православных верующих как в нашей стране, так и на всем постсоветском пространстве. Практика показывает, что большинство случаев ограничения прав граждан по признаку их религиозной принадлежности связано либо с неверным истолкованием существующего законодательства там, где оно касается религии, либо (например, в Поволжье) с проявлениями религиозного экстремизма и национализма, либо же, особенно в постсоветских республиках, со стремлением власти вмешаться в дела Церкви и верующих. Более того, на сегодняшний день сформирована вполне законченная идеология, объясняющая власти и обществу необходимость вмешательства в дела веры извне.

Действительно, есть ли вера и верность своим религиозным убеждениям, стремление жить по своей вере неотъемлемое право российских граждан, или же их «религиозность» - не более, чем опасная и непредсказуемая тенденция, подлежащая государственному контролю? Разрешая этот вопрос, мы не можем отговориться возможностью «разных точек зрения»; там, где речь идет о соотношении прав государства и граждан неопределенность невозможна и не может быть терпимой. Необходимо понимать, что сторонники государственного контроля в религиозной сфере (а таковые, к сожалению, имеются в избытке) фактически призывают государство осуществлять контроль не просто над «религиозными институтами», но именно над реализацией гражданами своих гражданских прав. Говоря проще, вопрос состоит в том, для кого и для чего существует наше государство - для нас, для большинства россиян, или же для соответствия каким-то абстрактным принципам и для удовлетворения чьих-то политических амбиций?

Об «абстрактных принципах» мы вспомнили не случайно. Простой пример: на государственном телеканале, за государственный, то есть, фактически, за наш с вами счет, демонстрируется передача, включающая прямую пропаганду так называемой однополой любви. Не секрет, что подавляющее большинство российских граждан и нормальных людей вообще относится к этой самой «любви» мягко говоря, определенно. Но - говорят нам - «эта точка зрения тоже имеет право быть высказанной». Другой пример: в России сейчас большое количество наркоманов. Представим себе, что одна из политических партий выступит за легальную продажу наркотиков - определенное число голосов ей обеспечено. Если мы позволим себе признавать любую «свободу» кого угодно и на что угодно - никогда не сможет наша страна быть действительно свободной, свободной от лжи, от грязи, от пропаганды вседозволенности. Реальная свобода - это свобода разумного большинства.

Говорят о гражданском обществе. Проводились, помнится, специальные казенные мероприятия для того, чтобы догадаться наконец, как же его, это самое общество, создать. Между тем, реальная защита гражданских прав происходит не на официальных форумах, не на кощунственных «правозащитных» выставках, не в кабинетах администрации. Перед верующими России стоят реальные задачи: обеспечить своей Церкви свободу от посягательств извне; обеспечить детям право получать знания об основах нашей же культуры открыто, а не исподтишка на полулегальных основаниях; защитить доброе имя своей Церкви от нападок, многие из которых прямо подпадают под 282 статью действующего уголовного кодекса - «возбуждение расовой, национальной и религиозной розни». Реальная правозащитная деятельность в области соблюдения религиозных свобод ведется православными общественными организациями, в первую очередь - Союзом православных граждан.

Для нас, для верующих уклоняться от решения общественно значимых задач, уходить от участия в деятельности по защите наших, и не только наших гражданских прав - значило бы поставить себя вне общества, вне страны, вне России. Наш патриотизм должен быть действенным. Мы не имеем права брезгливо отвернуться от проблем и бед нашей страны. Церковь - вне государства, выше его, но не могут быть вне государства верующие люди; независимо от своих политических предпочтений каждый из нас не может не действовать на благо своей страны и Церкви. Именно активное присутствие в политике людей, для которых вера - не пустое слово, не возможность привлечь дополнительные голоса, но нравственная основа жизни, и может обеспечить реальное привнесение в политику нравственных ценностей. Более того, без реального участия гражданских организаций верующих российская политика не может в полной мере отражать интересы россиян. Пример европейских государств показывает нам, что партии, чья идеология в значительной мере построена на традиционных, религиозных ценностях могут играть огромную позитивную роль в жизни страны. Уверен, что и на предстоящих нам выборах поддержку верующих должны получить те политические силы, которые открыто выступают в защиту традиционных духовных ценностей. Сейчас в первую очередь это Народная партия.

Нам необходимо понять, что именно сейчас решается вопрос, принципиально важный для будущего нашей страны - будет ли власть осуществляться снизу, смогут ли граждане контролировать государство, или же оно превратится в самодостаточный институт, по собственному усмотрению регулирующий все сферы общественной жизни. Необходимо понять, что вера - действительно мощнейший фактор для России, и именно поэтому всегда найдутся желающие контролировать Церковь, контролировать веру, предписывать нам, кому и во что нам верить. Мы не имеем права на пассивность. Мы - православные миряне - не имеем права на самоустранение от жизни страны. Для того, чтобы жить по вере, действовать по вере, не нужно никаких «указаний сверху»; Церковь благословляет и поддерживает свободную деятельность мирян, направленную на благо нашей Родины. Нам не нужна борьба за власть, за привилегии, за какой-то особенный личный статус. Наше действие - это действие для России и во имя России. Россия не может и не должна жить только по указаниям сверху - без реального действия граждан, без их активности, без их поддержки никакая власть не сможет поднять страну. Именно поэтому нам так близка позиция Народной партии Российской федерации, близко ее понимание демократии не как либеральной системы отвлеченных ценностей, но как реального народовластия, практического выражения воли большинства. Для нас сотрудничество с Народной партией - это сотрудничество с теми политическими силами, которые способны обеспечить подлинное народовластие, защитить интересы большинства, а значит - и наши интересы, наши ценности, наши традиции, наши права. Мы не можем допустить контроля над нашей верой и нашими убеждениями. Мы идем в политику, сотрудничаем с политическими партиями не для того, чтобы политизироваться самим, превратиться в политическую партию, подчинять свои интересы интересам светской политики - но, напротив, для того, чтобы привнести в российскую политику духовные, традиционные ценности, защитить права традиционного религиозного большинства. Собственно, речь идет о том, смогут ли гражданские организации вести деятельность по защите прав и выражении интересов граждан на законодательном уровне, или же власть снова будет осуществляться сверху, методами «контроля» и «регулирования», в данном случае - религиозной жизни, в других же - общественной, а в каких - то, возможно, и частной... Мы - граждане России - не имеем права на бесправие. Мы обязаны сделать все, чтобы власть была действительно народной.

[НАЗАД]
Hosted by uCoz