ВЫСТУПЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА АГАФАНГЕЛА НА АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ РПЦ

Москва, 3-8 октября 2004 года
Митрополит Агафангел призвал Собор осудить глобализацию, признать ИНН антихристианским явлением, осудить экуменизм и дать должную оценку Декларации 1927 г.
Настоящий Собор епископов - первый Архиерейский Собор 21-го века.
Вызовы времени, задачи, стоящие перед Православием в государствах - бывших республиках Советского Союза и во всем мире, побуждают нас в начале века и тысячелетия обсудить насущные вопросы жизни Церкви в изменяющихся условиях внешнего обсуждения.

Одной из главных тем для обсуждения на нашем Соборе, безусловно, будет твердое стояние в Православии в современных условиях.
Эта тема наиболее важная, наиболее актуальная.
Сущность христианства и Церкви - в Царствии Божием. Церковь утверждается на земле силой веры и христианского знания, силой таинств, молитвы, церковной организации, силой нравственной творческой жизни и христианским отношением к миру.
Укрепление и защита Святого Православия будут успешны лишь в том случае, если мы сами будем во всем православными христианами и не только словами, но жизненным примером будем являть подлинный образ Православия.
Наши главные усилия необходимо направлять, прежде всего, на собственную паству и особенно на молодежь, сохранять в ограде нашей Русской Православной Церкви чистую и неповрежденную Истину Божественного Христова Учения. Необходимо помнить, что этого мы не достигнем приспособлением к современной, часто лукавой, жизни, поступаясь вековыми принципами евангельского учения, церковными правилами и постановлениями и исконными нашими благочестивыми обычаями и традициями.
Нынешнее время грозит нам реальной опасностью лукавой подмены истинного учения о спасении ложным учением, подменой истинного Православия - лжеправославием.
На архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах нашей Святой Церкви лежит святой и ответственный долг - проникнуться духом истинного Православия.
Церковь не призвана замыкаться в себе, с равнодушием или страхом относясь к окружающему миру. В замысле Божием о Церкви есть закваска, которая постепенно должна преобразить весь мир. Православная Церковь - воинство Христово, призванное завоевать человечество Христу; она должна быть для мира источником добра и истины. Всем этим Церковь может быть только тогда, когда православные христиане: архипастыри, пастыри, монашествующие и миряне будут одушевлены любовью к человечеству, если судьба других людей будет им так же близка, как своя собственная.
Хочу подчеркнуть, что при этом не менее важна твердая и ясная вера в Православие - в истину христианства и его духовную силу.
Внешняя жизнь Церкви чрезвычайно богата: можно упомянуть еще о церковной организации, богословии, богослужениях, церковном искусстве, о многообразных видах деятельности христиан и Церкви. Всему этому богатству церковной жизнедеятельности можно только радоваться, достоин похвалы всякий, кто сумеет внести в это богатство еще что-то новое. Для каждого православного христианина церковно-общественная, храмовая, богословская жизнь есть путь в Царство Божие и проявление его в мире. Однако многовековой опыт церковной истории и то, что мы видим ныне вокруг, показывал нам, что большое количество христиан видят во всем перечисленном не путь, а самое содержание христианской жизни, думая, что одна только внешняя набожность, церковная деятельность, или богословские знания, или качества знатока церковного права или церковного искусства дают уже право почитаться истинным православным христианином. Это одно из самых пагубных заблуждений в церковном обществе, прямой путь к лицемерию. Видимость христианства и репутация церковного человека здесь не соответствуют настоящей религиозности, которая заключается в религиозной жизни. Во многих случаях понятие духовной жизни постоянно упрощается, особенно среди православных христиан, вошедших в Церковь сравнительно недавно. Упрощение доходит до простой сосредоточенности на религиозной, молитвенно-аскетической стороне жизни или особенно скрупулезном исполнении условных предписаний церковной этики. Апостольское понимание духовности заключается в постоянном воспитании в себе нравственной чистоты, любви и истины жизни в благодати и во Христе. Часто церковно-общественные организации, церковные общества возглавляются людьми, в которых нет духовности, и именно по таким людям судят о Православии. Этот круг церковников усиленно поддерживает взгляд, что люди спасаются только внешним благочестием и послушанием, реже прибавляя к ним и церковную культуру. Так учили и книжники и фарисеи. Христианское и, особенно, православное фарисейство, это жестокое оскорбление Господа Иисуса Христа, распятого древними фарисеями.
Смысл и сущность Святого Православия в действительном соединении с Богом и людьми во Христе, что равносильно жизни в любви и истине; все остальное только путь к сокровищу Царства Божия.
Весь мир не в состоянии угасить ту радость о Господе, радость новой жизни в любви и истине, радость несомненной надежды на грядущее торжество правды, которая открывается истинным чадам церковным в Царствии Божием.
Однако мир полон зла. Неоднократно во время истории человеческого бытия на Земле происходили чудовищные проявления этого зла. Начало нашего века - новый всплеск, вулканическое извержение диавольского изображения зла, проявление греха убийства в новом обличии - террора. Последнее событие 1 сентября 2004 года в Беслане подтверждение этому.
Мы исповедуем, что первопричина зла в свободе без веры и любви. Зло всегда первоначально является актом злой воли. Смысл таких действий заключается, прежде всего, в отрицании, обособлении, вражде, презрении, ненависти. Каждый злой акт оставляет след в нашей природе, искажает и отравляет нас; искаженную природу мы получаем от наших родителей и предков. Более того, вся среда, в которой мы живем (общественная жизнь, культура, нравы) уже проникнуты злом. Человек рождается в злом мире и своими личными грехами увеличивает зло. Поскольку зло поражает саму природу человека, оно - зло - есть болезнь, в сущности смертельная болезнь, потому что человеку грозит от зла телесная и духовная смерть.
В глубине зла всегда лежит гордыня, сознание себя исключительной ценностью и презрение к другим; от гордости себялюбие: забота только о себе, подчинение всех своим интересам; если гордость и эгоизм встречают сопротивление, в человеке возникает ненависть; от ненависти стремление к разрушению и убийству.
Наш Архиерейский Собор обязан перед Богом и Церковью дать соответствующую оценку происходящему в мире греховному наводнению зла, пожару ненависти, который охватывает все больше и больше людей на Земле. Господь Сам подсказал нам выход из любого трудного опасного состояния жизни. "Я есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14,6). Поэтому первым шагом в борьбе со злом должно быть покаяние, любовь к Богу и людям, любовь к правде и добру, Господь выводит нас на борьбу со злом в человеческом обществе. Равнодушие ко злу в общественной и мировой жизни - это начало разложения христианского общества. Путь общественной борьбы против зла почти всегда приводит к необходимости жертвы, страданий и, возможно, к смерти.
В мире есть и жизнь, и радость, но мир болен злом и обречен к смерти вне Христа.
Путь Христов необходим человеку, ибо он есть путь к жизни и радости жизни, путь окончательного преодоления зла.
Святители Церкви Христовой!
Нам необходимо на общецерковном уровне решить еще одну проблему, которая представляется важной в современной жизни Церкви и общества. Имеется в виду вопрос об ИНН или, как это называется на Украине, "идентификационных кодах". Архиерейский Собор не может просто отмахнуться от этой проблемы, поскольку она волнует сотни тысяч православных верующих - чад Русской Православной Церкви, а ведь, согласно Посланию Восточных Патриархов 1848 года, именно народ, составляющий Тело Церкви, и есть "хранитель благочестия".
За прошедшие годы после решения Синодальной Богословской комиссии ситуация кардинально изменилась. Государство показало, что даже в самом малом не хочет уступить требованию православного народа. Сегодня поборники глобализации в правительствах некоторых стран Содружества Независимых Государств думают, что могут заставить замолкнуть голос Церкви. И хотя бы потому для нас вопрос об ИНН уже стал богословским. Требуется новое решение в свете событий последних лет.
Мне неоднократно приходилось повторять, повторю это и вновь: утверждение о том, что принятие внешних знаков, символов, правил поведения, навязываемых устроителями "нового мирового порядка", для которых Русская Православная Церковь - враг номер один, не может повредить православному человеку, является величайшей ошибкой и заблуждением. Через введение ИНН, "идентификационных кодов", православных христиан пытаются втянуть в глобализационные процессы, что является недопустимым. Ведь все эти процессы ведут к стиранию свободной личности, к уничтожению независимости государств, особенно традиционно православных, и, в конечном счете, к власти единого мирового правительства, цель которого - воцарение единоличного лидера - то есть предсказанного в Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова антихриста.
При соборном рассмотрении данной проблемы можно учесть опыт Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, Священный Синод которой в Послании от 29 декабря 2003 года заявил: "Нынешний процесс кодификации гражданского населения внедряется в формах, которые имеют типологическое сходство с ограничениями апокалиптических времен" и "царство антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей".
Мы как архипастыри несем ответственность за судьбу Русской Православной Церкви. На нас взирают сотни тысяч, если уже не миллионы, православных душ. Поэтому нам необходимо выработать единое соборное решение, основополагающий документ, который стал бы руководящим как для правительств наших стран, так и, самое главное, для духовенства и всего верующего народа, который жаждет получить ответ на волнующие его вопросы о кодификации, да и вообще об апостасийной глобализации.
Нам необходимо осудить глобализацию как антихристианское явление, ведущее к созданию во всем мире единого царства антихриста, осудить цифровое кодирование людей как основу глобализации, осудить внедрение биометрических документов и вживление микрочипов в человеческое тело как покушение на богозданную свободу человеческой личности.
Историческая миссия России - быть Православной Державой и свидетельствовать всему миру об истине. Нельзя допустить, чтобы Православие использовали как инструмент апостасии. Православный мир должен отказаться от участия в строительстве "нового мирового порядка".


[Назад]

Hosted by uCoz