РАДОСТЬ БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМ

Церковь Православная говорит, что до конца света и второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа вера наша будет проповедана всем народам, слова православных молитв зазвучат на всех языках. Одним из примеров этого - открытие все новых и новых православных храмов в Германии, земле, где искони владычествовали католики и лютеране. В этом году по просьбе увеличившейся православной немецкой паствы клирик алмаатинского храма Покрова Пресвятой Богородицы о. Валентин (Сазонов) доставил в Германию частицу мощей святителя Николая, митрополита Казахстанского.

О.Валентин рассказывает:
- Русские православные немцы, жители города Ганновера, переехавшие туда из Казахстана, узнав, что у нас подняты мощи исповедника Николая, митрополита Казахстанского, решили испросить у владыки Алексия благословения на получение частицы мощей. После обращения владыки германского Феофана к нашему архиерею архиепископ Алексий дал свое благословение и поручил мне отвезти в Германию частицу святых мощей предстателя нашего и заступника новопрославленного свт. Николая. Мощи мы положили в маленький ковчежец, и всю дорогу я держал его на груди - так священники носят святые дары. Слава Богу, на границе меня никто не обыскивал.
Из Алма-Аты я вылетел 29 мая, а вернулся уже в конце июня, пробыл в Германии почти месяц, Троицу у них праздновал... В аэропорту меня встретили верующие и местный священник о. Михаил, очень серьезный, обстоятельный батюшка, сам он из Иссыка, а его жена, матушка Елена, родилась в Каскелене. В Ганновере у него приход в честь Феодоровской иконы Божией Матери, приход новый, учрежден всего полгода назад. Церковь пока не построена, приходится арендовать помещение, но внутри все устроено как в настоящем православном храме, народу ходит до сотни в праздничный день, для только что открытого прихода, да еще в Германии, это много. Некоторые из его прихожан крестились еще у нас, другие воцерковились уже на новой родине, благодаря нашим немцам, - они там несут людям свет православия.
Я в Германии уже бывал, ездил в позапрошлый год по приглашению наших прихожан. Тогда по всей стране было всего16 православных приходов, а на сегодня их уже более 40, все они относятся к Московской патриархии, службы, в основном, ведутся на русском языке, но есть перевод и на немецкий язык. Священники - немцы русский язык знают, им ведь и служить надо на русском, и Святых отцов жития читать, а переводов нет...
Живут русские немцы (их там так и называют - русские) очень непросто. Приезжают люди с образованием, там оно не подтверждается, работу по специальности, по своей высокой квалификации им получить практически невозможно, национальность, и та ставится под сомнение: языка не знаешь - вот ты уже и не немец... Почти все они по местным меркам бедняки, живут в долг - сначала изучают язык, потом им предлагают освоить какую-нибудь рабочую специальность. Только после того как устроятся на работу, получают возможность взять ссуду в банке на покупку своего жилища, потом годами отрабатывают её. Ностальгия у всех! Коренные немцы народ закрытый, холодный, не любят много разговаривать, общаются, в основном, только по делу, а нашим людям к этому привыкнуть тяжело. В основном, они поддерживают близкие отношения с такими же переселенцами из бывшего союза, как и сами. Друг друга при встрече сразу узнают - по одежде, походке, лицу, считают, что приезжие красивей коренного населения.
В Алма-Ате я познакомился с мужчиной, который уезжал в Германию, но вскоре вернулся - не смог там жить, не хватало общения, поговорить даже не с кем! Уже в Ганновере, разговаривая с уехавшими, я вновь почувствовал, насколько в "сытой" Германии нашим не хватает общения, поэтому они нас и зовут, чтобы мы сказали слово веры, помолились вместе с ними, им это необходимо... Они говорят, что едут в Россию в отпуск, напитаются там, напитаются духовным, душевным теплом, и только после этого могут дальше жить!
Тяжелую ношу несут наши немцы... Возможно, еще и поэтому они были так тронуты, что к ним пришли святые мощи. Так уж они были обрадованы... Мы сразу поехали в храм, отслужили молебен владыке Николаю, исповеднику. Верующие с благоговением приложились к мощам, мы сказали слово о житии владыки, прочитали очень содержательное письмо архиепископа Алексия к прихожанам, а среди них немало алмаатинцев, ходивших в Покровский храм. Я передал владыке Феофану письмо нашего архиерея, подарил книгу жития митрополита Николая... Прихожане попросили, чтобы приезжий батюшка покрестил, и я троих окрестил, исповедовал. Все время своего пребывания в гостях я старался помочь, чем мог, местному батюшке - сослуживал, исповедовал... Священников там не хватает - на сорок приходов всего человек двадцать, и им приходится окормлять не один приход.
Мне было интересно, как относятся к православным в стране, где основная масса народа исповедует католичество и лютеранство, не тяжело ли русским немцам, но германские православные - молодцы, крепко в вере стоят, все они говорили мне, что тяжело быть не православным. И это истинно, ведь православие - камень, на котором стоя, доброе все утверждаем. Я порадовался за наших братий и сестер во Христе, - слава Богу, с твердой верой несут они свои жизненные тяготы, стойкие... Православием дорожат, радуются, что имеют опору в жизни. Радость эта вытекает из их отношения к Богу: упование на Бога - большая радость, поддержка для человека! Католики такую радость не выражают, я ни от одного католика ни разу не слышал: "Я радуюсь, что католик..." А православные радуются! Они там дружно живут, после обедни собираются на общую агапу, каждый приносит что может из дома, посты держат, теперь служат молебны перед мощами, прикладываются к ним... Один прихожанин из новообращенных рассказал мне там, что он было подумал: "Ну что такое мощи, зачем их целовать..." И тут же у него во рту все заболело, появились болячки, он испугался, взмолился к святому - все сразу же прошло, так что и у них уже есть случай исцеления по заступничеству святителя Николая...
В эту поездку я много ездил. Попал в сербский скит, устроенный по афонскому уставу. Сербский язык похож на русский, понять можно, но у них много слов, которые в русском уже утрачены. Побывал в Берлине. Там два православных храма - в честь Воскресения Христова и храм равноапостольных Константина и Елены. Обе эти церкви старинные, построены лет сто, может, сто пятьдесят назад. В одной из них я служил... Съездили в паломничество даже во Францию. Там в городе Эш находятся мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Настоятель алма-атинского Софийского храма о. Валерий Черненко просил меня пред отъездом привезти частицу мощей.
Попасть из Германии во Францию, да вообще в любую страну ЕС, очень просто, визу отдельную не надо, на границе полицейские только взглянут на документы - и все, можете ехать дальше...
Мощи лежат в католическом костеле старинной постройки. Двери открыты, никого нет, даже сторожа... Мы зашли вовнутрь - иконостаса нет, сидит только одна молодая женщина, играет на виолончели... Я встретился с французским священником, и он объяснил мне, что для того, чтобы сохранить святыню, мощи запаяны, раку открыть невозможно. Мы приложились к ковчегу, отслужили молебен, конечно с разрешения местного священника.
Французы - народ более открытый, в общении проще немцев, словоохотливей, но и русские немцы тоже в обращении легче, они уже ославянились. Но души и у них пораненные, - любви-то в людях нет, а нам Господь завещал любовь, и когда они начинают ходить в храм, то делаются горячими, ведь когда человек становится православными - Сам Господь согревает его сердце, а так они холодные, немцы-то...
Германия, да и вся Европа, при всем своем внешнем блеске страдает сильно, беды большие ее окружают... Очень мало детей. Мне говорили: "Мы работаем, кормим своих стариков, а кто нас кормить будет?!" Семейные отношения очень сложные. Сексуальное воспитание, пресловутая валеология, которую сейчас пытаются ввести в наших школах и против которой восстает православная церковь, у них привела едва ли не к катастрофе. Юноши и девушки вступают в близкие отношения очень легко, а ведь у всех народов всегда считалось обязательным, достойным всякого уважения, когда девушка выходила замуж девицей, а обратное сильно порицалось. В нашем приходе много православных цыган, и вот выходит одна цыганка замуж, а ей уже под тридцать, я спросил о целомудрии, и она ответила: "Батюшка, меня бы все наши осудили, если бы я позволила, что-нибудь себе до законного брака".
В Германии многое попорчено. Многие прямо боятся в брак вступать. Развод очень сложный. При вступлении в брак девушка теряет право получения социала, Государство выплачивает молодым людям некоторую сумму, позволяющую жить ни в чем не нуждаясь - питаться, снимать квартиру, платить за учебу. После замужества ее должен содержать муж, в случае развода он обязан заботиться о ней, а если женщина подает на развод, оставляет его с детьми, то алименты выплачивает уже она. Люди боятся официально оформлять свои отношения, просто сходятся и живут вместе без каких-либо обязанностей друг перед другом, при случае легко расходятся. При таких непрочных взаимоотношениях рожать детей люди не решаются. Так они доживают до большого возраста, лет до 35 и более, потом всю оставшуюся жизнь страдают от бездетности. Между родителями и детьми нет близости. Старики доживают в домах престарелых, без тепла и заботы близких людей, они там и сыты, и одеты, в тепле, но детей своих, внуков не видят. В голове у народа только расчеты - деньги, деньги, деньги... Материально они, конечно, богаче нас живут, но тепла-то между людьми нет, духовной жизни практически нет... Я разговаривал там с одной женщиной, из семьи белых эмигрантов - ее родители уехали из России сразу после революции. Сама она у нас никогда не была, но русский язык понимает, может изъясняться. Увидев на улице русского священника, - я и там, конечно, ходил в облачении, - она решила подойти поговорить. Считает себя верующим человеком - по исповеданию она лютеранка... Я ей говорю: "Господь завещал нам вечную жизнь, и к ней надо готовиться еще в этой..." . Она мне на это возьми да и скажи: "Я думаю, что надо здесь хорошо пожить. А так как я очень хорошая, то Бог мне и там даст...". Вот такое понимание духовного!
Уезжая из Германии я добирался до Таллинна на пароме. Плыли вдоль берега. Мне стало грустно-грустно...Я видел красивые дома, по хорошим дорогам бежали красивые дорогие машины, множество больших и очень чистых заводов, но я не видел ни одного купола православного храма, а ведь наш храм это место особое, светлое, уголок Неба на земле. Целый народ так обделен - не знает православия...
Первое, что встретило меня в России - Печора! Псковский Троицкий собор, служит там владыка Евсевий, мы у него после хиротонии были первой паствой. Там уж я отвел душу - помолился возле мощей святых угодников Божиих, что там находятся, возле икон чудотворных... Именно в такие моменты понимаешь, какая же радость быть дома! Все эти материальные блага - ничто, тлен. Из Германии можно привести безделушки, а в России приезжаешь в монастырь - в каждом есть святынька, да и наша казахстанская земля изобилует мощами святых угодников Божиих, умножается число храмов православных... В каждый из них Господь Сам приходит, чтобы послужить человекам, чтобы даровать нам полноту Своей любви, чтобы не только эту жизнь, маленькую, быстротечную, покрывать, спасать, но еще и в вечную жизнь нас всех вести. По слову пророка Исайи, наши немощи носит, наши болезни. Господь нас носит на Своих плечах!


Hosted by uCoz