[на главную]


24 (11) мая с.г. в поселке Первомайском, что на северо-западной окраине города Алматы, утренний колокольный звон в местном храме возвестил о начале праздничного богослужения в память святых равноапостольных Кирилла (в миру Константина, ок. 827 - 14.02.869 гг.) и Мефодия (ок. 815 - 6.4.885 гг.), учителей словенских, проповедников христианства, выдающихся славянских просветителей, создателей славянской азбуки, первых переводчиков священных книг с греческого на славянский язык и первыми словами в их переводе стали начальные строки из первой главы Евангелия от Иоанна - "В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово".
С тех пор славянские народы глубоко чтят память этих святых угодников Божиих. Их трудами Господь даровал славянским народам, до тех пор пребывающим во тьме язычества, свет Евангельского откровения на родном понятном языке. Святым братьям молятся о научении духовной грамоте, о помощи в трудном учении. Они также становятся покровителями всем честно трудящимся на ниве духовного просвещения, распространения Слова Божия.
Праздничная Божественная литургия проходила в недостроенном еще здании нового храма в честь угодников Божиих Кирилла и Мефодия. Стены храма еще не оштукатурены, не заделаны потолки, пол только намечен, окна временно обтянуты полиэтиленовой пленкой, слабо пропускающей солнечный свет. Но собравшимся в храме прихожанам не мешают эти временные неудобства, их согревает и одухотворяет слово Божие, произносимое священником - пастырем Божиим.
Внутреннее пространство храма с обнаженной кирпичной кладкой стен, массивными колоннами, поддерживающими приземистый потолок, чем-то напоминает римские катакомбы, где первые христиане совершали свои богослужения, может быть, поэтому нынешняя праздничная литургия совершалась с каким-то особенным душевным подъемом, чинно и торжественно, как бы подчеркивая связь времен, и ощущалось присутствие духа Божия.
Храмоздательство по своей сути есть подвиг угодный Богу. О значении храма - дома Божия для православных христиан в одной из своих речей епископ Туркестанский и Ташкентский Димитрий в 1907 году отметил следующее: "Русский православный народ, на основании слова Божия, вечной Истины, личного примера земной жизни Совершителя и Начальника веры нашей, Самого Спасителя Бога нашего Иисуса Христа и Его святых апостолов знает хорошо, что Бог вездесущий и беспредельный, нисходя к ограниченности человека, благоволит обитать и являть Себя в храме особенным образом, что здесь более, чем где-либо, Он внемлет нашим молитвам, здесь именно более, чем где-либо, изливает свои милости. Русский человек, написав на доске сердца своего ту истину, что освященный храм есть дом Божий, дом молитвы, училище благочестия, святилище и судилище, осязательно познает, что здесь он беседует с Господом лицом к лицу, здесь становится сыном Божиим, рождаясь духовно в жизнь вечную, здесь получает дары Святого Духа, здесь молитвой и чрез оглашение Словом Божиим созревает он для Царствия Божия, здесь таинственно и вместе видимым образом питается он Пречистым Телом и Кровью Сына Божия и таким образом становится живым храмом Божиим, сердце его обращается в обитель Триединого Бога, здесь благословляется он создать свою домашнюю церковь, то есть семью, во образ Тела Христова - Божией церкви, общей Матери нашей, здесь получает он законных пастырей, наставников, руководителей в жизни духовной, здесь он врачуется, освобождается от душевных и телесных скверн, излечивается духовно и здесь же прощается с этим видимым миром в надежде воскресения и вечного пребывания в Боге. Поэтому-то так полюбил русский человек храм Божий и никогда ничего не жалел для умножения храмов по всей широте земли русской и для достойного их украшения.
Поистине блаженно подобное и единственно должное отношение к храму Божиему русского народа. Сынам России в наши дни можно не без надежды взирать на будущее отечества своего, ибо любовь ко храму русского человека не может не считаться верным залогом того, что душа русская не умерла духовно, и живет здоровой, святой церковной жизнью и, если продолжит народ жить так же, то духовное, нетленное возьмет верх над плотью, над всем темным и избавится народ от уничтожения, скорой, преждевременной физической смерти. Мы не можем не видеть, какие плоды принесли русскому народу его любовь к храму, частое в нем пребывание; эти последние сделали русского человека особенно мягким душой, сострадательным, отзывчивым на нужды ближних, любителем, защитником всех несчастных, физических и нравственных калек, словом, храм и только храм сделал русского человека добрым христианином, по выражению одного христианского мыслителя, истинным Богоносцем"1 . Слова преосвященного Димитрия до сих пор не потеряли свою силу, и они будто бы сегодня сказаны и обращены к нам.
Новое здание храма начали осваивать сразу, как только накрыли потолки первого этажа, начиная с лета 2001 года. Службы поначалу проходили при открытых оконных проемах, в помещении гуляли сквозняки, которые тушили свечи, но никто не обращал внимания на эти неудобства, терпеливо молясь под началом своего пастыря Божия - настоятеля храма отца Александра Зырянова.
Даст Бог, сей храм будет достроен и освящен и станет одним из достопримечательных мест поселка Первомайского. А о первых богослужениях в неустроенном храме останутся теплые воспоминания в сердцах прихожан.
Праздничную Божественную литургию совершал клир Свято-Кирилло-Мефодиевского храма во главе с настоятелем отцом Александром Зыряновым и диаконом Сергием. Настоятелю храма сослужили гости прихода - игумен московского Свято-Данилова монастыря отец Феофан, настоятель храма Иконы Иверской Божией Матери (п. Бурундай) иеромонах Филарет (в миру Иван Петроченко), иеромонах, клирик того же храма отец Владимир (Утегенов), настоятель храма Серафима Саровского (с. Чапаево) священник Александр Агеев, настоятель храма Пророка Илии (с. Караой) священник Георгий Лаговской.
В конце Божественной литургии настоятель храма священник отец Александр обратился к прихожанам с словом, в котором поздравил всех с праздником - днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рассказал о житии и подвиге угодников Божиих. Затем священнослужители и прихожане совершили крестный ход вокруг строящегося здания храма.
Следует отметить еще одну особенность этого дня: словно по Божиему велению выдалась ясная, теплая солнечная погода. На ярко-голубом небе клубились редкие белые облака, в окрестных полях обильно цвели маки, заливая их алым цветом. Ничто не напоминало о проливных дождях, беспрерывно шедших над городом Алматы и его окрестностями начиная с апреля месяца. Такого давно не припомнят даже бывалые старожилы.
Свято-Кирилло-Мефодиевский приход образовался в 1995 году. В следующем, 1996 году с празднования Рождества Христова начали совершать Божественную литургию и вплоть до лета 2001 года все богослужения проходили в частном доме. Прихожан было много, всем места не хватало, необходимо было подумать о сооружении нового храма. Земельный участок, принадлежащий приходу, оказался мал для будущего храма и он был расширен путем покупки соседнего участка. 4 мая 1999 г. с благословения архиепископа Алматинского и Астанайского Алексия состоялась торжественная закладка Свято-Кирилло-Мефодиевского храма и сразу же с Божией помощью начали строительство. За основу был взят проект однокупольного храма в стиле древнерусского зодчества XII века, предназначавшийся вначале для Христорождественского храма в г. Алматы, но для последнего оказался размером мал.
Здание Свято-Кирилло-Мефодиевского храма сооружается на мощном фундаменте с учетом сейсмической активности региона, будет состоять из двух этажей, двух престолов, один из которых будет посвящен Успению Божией Матери, а другой - в честь угодников Божиих Кирилла и Мефодия. Общая высота храмоздания составит 33 метра. На первом этаже, где сейчас проходят богослужения, в левом приделе будет расположена панихидная, а в правом - крестильня.
Настоятель храма священник Александр Зырянов пользуется большим уважением среди прихожан, к нему в Первомайское приезжают даже прихожане Свято-Никольского собора, где он служил ранее. Отец Александр - высокообразованный священник, получил хорошее образование в Новосибирском университете и ныне завершает свою учебу в Московской духовной семинарии.
Клирик храма, молодой диакон Сергий, уроженец Восточно-Казахстанской области, один из местных жителей, скромный, добрый и благородный служитель Божий, который также чтим и уважаем прихожанами, готов в любую минуту прийти на помощь.
Наше повествование хочется завершить словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, сказанными на освящении памятника святым Кириллу и Мефодию в Москве: "Да поможет нам Господь стать достойными духовными чадами славянских первоучителей. Да изгонит Он из наших сердец всякое озлобление, всякую неправду, зависть и ненависть. Да не попустит Он, чтобы единокровные и единоверные народы стали друг другу недругами. Да научит Он нас любить людей, как это делали святые Кирилл и Мефодий!.."
Пожелаем клиру и прихожанам Свято-Кирилло-Мефодиевского храма скорого завершения строительства здания храма. А боголюбивым православным, желающим оказать посильную помощь в деле храмоздательства, сообщаем банковские реквизиты:

Свято-Кирилло-Мефодиевский приход
р/с 701701 в ОАО "Сеним-Банк" г. Алматы код 901 РНН 090400012434 к/с 900161401
МФО 190501901.
Адрес прихода: 483160, Алматинская область, Илийский район, поселок Первомайский, ул. Центральная, 86. Телефон 51-74-54.
24 - 25 мая 2002 г.
п. Первомайский
Ильяс Самигулин
Фото автора.


[на главную]

Hosted by uCoz