Образ Мой - источник благодати.
Песчанская икона Божией Матери в судьбе России.

Образ Божией Матери, называемый Песчанским, известен как один из чудотворных списков Казанской иконы Божией Матери. Явление его связано с именем русского святителя, епископа Белгородского Иоасафа.


В год своей блаженной кончины (1754), владыка Иоасаф обозревал епархию, и в Белгороде накануне выезда ему был сон: некая церковь, и в ней, в неподобающем месте, икона Божией Матери. От нее исходило сияние и был глас: Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор. Прибыв в Изюм, епископ направился в Вознесенскую церковь городского предместья Замостье и узнал в ней ту, что видел во сне. Икона служила в притворе перегородкой, за которую ссыпали уголь для кадила. Осенив себя крестным знамением, святитель упал на колени: "Царица Небесная! Прости небрежность Твоих недостойных служителей! Не ведят бо, что творят". Он сам указал место для иконы, по его повелению ее поместили в большой киот. "В сем образе преизобилует благодать Божия. В нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступления для сей веси и для целой страны", - пророчески сказал епископ. Три дня подряд святитель приходил молиться перед вновь обретенным образом. В 1792 году церковь, по слову свт. Иоасафа, была перенесена из Замостья на Пески: позднее обветшавший деревянный храм был заменен на каменный - и все эти годы чудотворный образ Песчанской Божией Матери неизменно изливал милости на всех, с верою и покаянным сокрушением притекающим к ее заступничеству. Мало кто знает, что с этим образом, по воле Пречистой, отныне и навеки связана державная судьба России. Матерь Божия всегда приходила на помощь народу русскому в самые тяжелые времена. Таким был год 1915-й, неудачи на фронтах Первой Мировой войны следовали одна за другой; Государь возложил на себя Верховное командование военными действиями. Незадолго до этих событий глубоко верующему военному доктору, полковнику О., было явление епископа Иоасафа. Святитель пророчески показал ужасы Первой Мировой войны, а затем предрек: "Покайтесь... Этого еще нет, но скоро будет..." Грозные слова святителя исполнились, но им никто не внял, хотя полковник, где только мог, старался поведать об увиденном. Наконец 4 сентября 1915 года ему удалось выступить с докладом перед членами братства свт. Иоасафа в Петрограде. "Законы Бога вечны, и нет той силы, какая могла бы изменить их. Все бедствия людей рождены одной причиной и имеют одну природу - упорное противление законам Бога. Когда же одумается, опомнится гордый человек? В сознании страшной виновности пред Богом я дерзнул возопить к иконе Спасителя: "Ради Матери Твоей, ради Царя-страдальца, ради церкви православной, ради святых Твоих умилосердись, Господи, пожалей и спаси Россию и помилуй нас!" Вера моя не посрамила меня... В мою комнату вошел Кто-то, и она озарилась светом, и этот свет проник в мою душу; вместо прежнего страха я почувствовал внезапно такое умиление, такое небесное состояние души, такую радость и уверенное спокойствие, что безбоязненно открыл глаза. Передо мной стоял святитель Иоасаф. Лик его был скорбен. "Поздно, - сказал он, - теперь одна только Матерь Божия может спасти Россию. Владимирский образ Царицы Небесной, которым благословила меня на иночество мать моя и который ныне пребывает над моей ракой в Белгороде, также и Песчанский образ Божией Матери, что в селе Песках подле г. Изюма, обретенный в бытность мою епископом Белгородским, нужно немедленно доставить на фронт, и пока они там будут находиться, до тех пор милость Господня не оставит Россию. Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его своим омофором от нападений вражеских... В иконах сих источник благодати - и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей!" Кому доставить святыни на фронт? Промыслом Божиим был избран князь Н.Д.Жевахов, дальний родственник святителя Иоасафа, попечением которого было основано братство святого и подготовлены материалы к его канонизации. По личному распоряжению Государыни Александры Феодоровны он отправился сначала в Белгород, где у преосвященного Никодима, епископа Белгородского, получил Владимирскую икону Божией Матери, а затем в Харьков за Ее Песчанским чудотворным образом. "Вот показался поезд. На перрон вышел архиепископ Антоний, в сопровождении своих викариев и прочего духовенства, и встретил святыню, благоговейно приложившись к чудотворному образу", - вспоминает князь Н.Д. Жевахов. "Шествие началось... Народ почтительно расступался, давая дорогу. Еще момент, и дивный образ Богоматери показался народу, стоящему на площади. Я никогда не забуду этого момента... Я не видел ни чудотворного образа, ни людей, которые несли его и шли за ним; я видел только Божию Матерь, Ее пречистый Лик, Ее безмерную любовь, изливаемую на грешных, немощных людей... И то, что испытывал я, то испытывали, вместе со мною, все эти десятки тысяч народа, и я понимал, почему эти люди плакали, почему эта огромная толпа, всегда живая и жизнерадостная, всегда гордая и самоуверенная, вдруг смолкла и приникла... Потому что в этой толпе не было ни одного человека, который бы не содрогнулся при встрече со святынею, озарившей его внутреннюю, греховную скверну и смирившей его; потому что все вдруг почувствовали тот страх Божий, который обесценил в их глазах все земное и напомнил о Страшном Суде Господнем... И слезы раскаяния смывали эту скверну и делали человека смелее и дерзновеннее, и он, с надеждою простирал свои грешные руки к Богоматери... Крестный ход медленно подвигался вперед... Густое облако молитвенных волн стояло над толпою... Невидимые нити соединяли небо и землю... Начинало смеркаться... И на фоне вечернего полумрака это шествие чудотворной иконы Божией Матери в храм, эта необычайная процессия, с высоко поднятыми хоругвями и зажженными свечами, где слезы и рыдания заглушались перезвоном церквей и хором певчих, где общее горе и страдания и затаенный страх за исход ужасной войны связали всех надеждою на помощь Матери Божией, - производила потрясающее впечатление... Только к полуночи крестный ход дошел до ближайшего к вокзалу храма, где всю ночь служились молебны о ниспослании победы на фронте... Толпа плотным кольцом окружила нас... Кто-то дотронулся до меня... Я оглянулся... Подле меня шел какой-то нищий, в лохмотьях... Когда наши глаза встретились, он загадочно, шепотом, сказал мне: "Целый год тебя ждали... Спеши, чтоб не было поздно"... На другой день святая икона была так же торжественно, крестным ходом перенесена обратно на вокзал и установлена в салон-вагоне, в котором и должна была следовать в Ставку. "О, русский народ, - думал я, - до какой высоты ты способен подниматься, в какие заоблачные, небесные дали способна залетать душа твоя"... Настоятель Песчанского храма о. Александр Яковлев, вместе с князем Жеваховым сопровождавший иконы в Ставку, потом разъяснил ему обращение нищего: "Мы вас еще в прошлом году ждали... Живет в нашем селе старичок Божий, великий он праведник, мы так и почитаем его за прозорливца... В самом начале войны, примерно, в конце августа прошлого года, было ему видение святителя Иоасафа... Явился к нему угодничек Божий и крепко выговаривал за грехи людские. Сказал, что обижают люди Господа неправедной жизнью, что приближается уже время Суда Божия, что и война послана в наказание, чтобы одумались и образумились люди и покаялись, и горем, страданиями и слезами очистили свои души. Грозил святитель, говоря, что отступит Господь от людей и отнимет до времени благодать Свою от России... Но по милосердию Своему, чтобы люди не отчаялись, не попустит Господь погибнуть земле Русской, но до тех пор не вернет Своей благодати, пока люди не призовут Царицу Небесную на помощь, ибо теперь только одна Матерь Божия может помочь людям и замолить грехи их у Престола Всевышнего и спасти Россию. Еще терпит Господь Милосердный, и, если послушают святительского гласа, выполняя волю Матери Господней, то не бойтесь: одолеет Пречистая супостатов и не ради вас, грешников, а ради Царя, Помазанника Своего, помилует Россию. А как не послушают святителя да не поверят его словам, тогда познают люди такую скорбь, что и сказать нельзя и даже подумать страшно, а лучше не дожить до лютого часа того...". А помните, какие победы были у нас на фронте, в самом начале войны... Даже немецкую границу наши войска перешагнули... А потом пошло поражение за поражением, отступление за отступлением, и чем бы все это несчастье кончилось, если бы сам Царь не пошел на фронт да в свои царские руки команду не взял...". Так стало известно, что святитель Иоасаф явился одновременно двум разным людям с одним повелением и предостережением. В Могилеве посланный Императрицей из Харькова салон-вагон со святыми иконами был встречен лишь одним человеком - секретарем протопресвитера, который передал его распоряжение: "Крестного хода не будет". "И хотя я знал протопресвитера Шавельского,- пишет Жевахов, - и то, что это маловерующий человек, один из тех прогрессивных батюшек, для которых священнодействие являлось только обязанностью службы, однако такого небрежения к святыне я не мог ожидать..." В соборе даже не приготовили место для икон, их пришлось просто поставить на пол. Промыслом Божиим иконы прибыли в Ставку накануне тезоименитства Цесаревича, и в храме собрались ко всенощной. Не дожидаясь Его Величества, протопресвитер начал служить. Когда же Государь с Наследником вошли, стало ясно, что о прибытии поезда из Харькова ему даже не докладывали... На следующий день Жевахов рассказал протопресвитеру об одновременном явлении святителя двум людям. "Никогда бы не подумал, что Вы окажете такой прием чудотворному образу Божией Матери, перед которым сам святитель Иоасаф коленопреклоненно молился со слезами", - горько упрекнул его князь. Ответ был: "...Да разве мыслимо носить эту икону по фронту! В ней пуда два весу... Пришлось бы заказывать специальные носилки... А откуда же людей взять?.. Мы перегружены здесь работой, с ног валимся. Все это ваша мистика; это Петербург ничего не делает, и ему снятся сны, а нам некогда толковать их, некогда заниматься пустяками..." В декабре иконы увезли. "Во время пребывания Песчанской иконы в Ставке не было не только поражений, а наоборот, были одни победы, в чем может убедиться каждый, кто проверит этот факт по телеграммам с фронта за время с 4 октября по 15 декабря 1915 года". Крестный ход так и не состоялся. Было ясно, что Россия катится в бездну, но в это никто не верил. А дни были сочтены. С первой волной русского рассеяния чудотворный образ был переправлен за границу и вскоре исчез. "Но как ясно, что все беды явились следствием ослушания Воли Божией, так ясно и то, что Господь простит этот грех лишь после того, когда повеление святого Иоасафа будет выполнено. Так думают те, кто на протяжении восьми лет своей беженской жизни, - писал Жевахов, - безуспешно разыскивали Песчанский образ Богоматери по всей Европе и не находили его..." Да будет в стране нашей правда Божия, да сохранятся в народе святоотеческия обычаи ,- так сказано в молитве к иконе Песчанской Богоматери, чудной нашей Свободительнице от нашествия иноверных, посланной в эти последние времена. В Санкт-Петербурге поклониться Песчанской иконе Божией Матери можно лишь в часовне святителя Иоасафа Белгородского, что на 23-й линии Васильевского острова, 16 (на территории детской инфекционной больницы). Этот образ из своего личного собрания принес в часовню о. Николай Епишев. Невелико возрожденное братство во имя святителя Иоасафа, но там, где "двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них"... (Мф. 18, 20). Каждый день в часовне читают Псалтирь, по четвергам в 17.00 совершаются молебны с акафистом свт. Иоасафу и Песчанской Божией Матери. Веруют: пока теплится молитва, не отвернет Богородица Своего Пречистого лика от России, вымолит у Господа милость для Родины нашей, подаст духовной силы и крепости в борьбе с одолевающим злом. Приходите и вы. Благодатно в часовенке, светло и ясно. Встанем добре, братия и сестры...

"Собеседник православных христиан". С.-Петербург, 1997 г.



Hosted by uCoz