Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году
в селе Себино Тульской губернии. Родители ее - Димитрий и Наталия, крестьяне
- были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было
четверо детей: двое братьев - Иван и Михаил, и две сестры - Мария и Матрона.
Матрона была младшей. Когда она родилась, родители ее были уже немолоды.
Из-за бедности еще до ее рождения мать решила отдать будущего ребенка
в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон.
Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим
лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение,
богобоязненная женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь
родилась слепой, но мать любила свое "дитя несчастное". Господь,
избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжелый
крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь. При крещении
девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской.
О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда
священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем
столб благоухающего легкого дыма. Священник, отец Василий, которого прихожане
почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: "Я
много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят".
Он добавил, что Матрона предскажет его кончину Так впоследствии и получилось.
Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер.
Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они
при шли, то оказалось, что он действительно только что скончался. Рассказывают
и о внешнем, телесном знаке богоизбранности младенца - на груди девочки
была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Позже,
когда ей было уже лет шесть, мать как-то стала ругать ее: "Зачем
ты крестик с себя снимаешь?" "Мамочка, у меня свой крестик на
груди", - отвечала девочка. "Милая дочка, - опомнилась Наталия,
- прости меня! А я-то все тебя ругаю...". Когда Матрона была еще
младенцем, мать жаловалась, что она грудь не берет в среду и пятницу,
спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно". Матрона была не
просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались
плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во
сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда
родители спали, она пробиралась в святой угол, каким-то непостижимым образом
снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.
Матронушку часто дразнили дети, даже издевались над нею: девочки стегали
крапивой, зная, что она не увидит, кто именно ее обижает. Они сажали ее
в яму и с любопытством наблюдали, как она на ощупь выбиралась оттуда и
брела до мой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда
сидела дома. С семи-восьмилетнего возраста у Матронушки открылся дар предсказания
и исцеления больных. Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения
Божией Матери. Храм красивый, один на семь-восемь окрестных деревень.
Родители Матроны отличались глубоким благочестием и любили вместе бывать
на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы
сначала с матерью, потом одна, при всякой возможности. Не зная, где дочка,
мать обычно находила ее в церкви. У нее было свое привычное место - слева,
за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время
службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим.
Видимо, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной молитвы. Когда
мать, жалея ее, говорила Матронушке: "Дитя ты мое несчастное!"
- она удивлялась: "Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный да Миша".
Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим. Даром духовного
рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена
Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие
грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности,
предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитве люди получали
исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить
посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными
из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний.
Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить
Матрону, они оставляли ее родителям продукты и по-дарки. Так девочка,
вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее главной кормилицей.
Родители Матроны любили ходить в храм вместе. Однажды в праздник мать
Матроны одевается и зовет с собой мужа. Но он отказался и не пошел. Дома
он читал молитвы, пел, Матрона тоже была дома. Мать же, находясь в храме,
все думала о своем муже: "Вот, не пошел". И все волновалась.
Литургия закончилась, Наталия пришла домой, а Матрона ей говорит:
"Ты, мама, в храме не была". - "Как не была? Я только что
пришла и вот раздеваюсь!" А девочка замечает: "Вот отец был
в храме, а тебя там не было". Духовным зрением она видела, что мать
находилась в храме только телесно. Однажды Матрона говорит матери: "Мама,
готовься, у меня скоро будет свадьба". Мать рассказала священнику,
тот пришел, причастил девочку (он всегда причащал ее на дому по ее желанию).
И вдруг через несколько дней едут и едут повозки к дому Никоновых, идут
люди со своими бедами и горестями, везут больных, и все почему-то спрашивают
Матронушку. Она читала над ними молитвы и очень многих исцеляла. Мать
ее спрашивает: "Матрюшенька, да что же это такое?" А она отвечает:
"Я же тебе говорила, что будет свадьба". Ксения Ивановна Сифарова,
родственница брата блаженной Матроны рассказывала, как однажды Матрона
сказала матери: "Я сейчас уйду, а завтра будет пожар". Чуть
ли не вся деревня сгорела, затем ветер перекинул огонь на другую сторону
деревни, и дом матери остался цел. В отрочестве ей представилась возможность
попутешествовать. Дочь местного помещика благочестивая и добрая девица
Лидия Янькова брала Матрону гословение, была написана икона Божией Матери
"Взыскание погибших". Икона была написана примерно в 1915 году.
Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери
находится в Москве, в Покровском женском монастыре. На собранные по деревням
деньги по благословению Матроны была заказана в Богородицке и другая икона
Божией Матери "Взыскание погибших". Он находится в Свято-Успенском
монастыре Тульской епархии, в городе Новомосковске. Когда она была готова,
ее понесли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в
Себино. Матрона ходила встречать икону за четыре километра, ее вели под
руки. Вдруг она сказала: "Не ходите дальше, теперь уже скоро, они
уже идут, они близко".
Слепая от рождения говорила как зрячая: "Через полчаса придут, принесут
икону". Действительно, через полчаса показался крестный ход. Отслужили
молебен, и крестный ход направился в Себино. Матрона то держалась за икону,
то ее вели под руки рядом с ней. Этот образ Божией Матери - "Взыскание
погибших" стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями.
Когда бывала засуха, его выносили на луг посреди села и служили молебен.
После него люди не успевали дойти до своих домов, как начинался дождь.
На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате,
где она прожила впоследствии особенно долго, было целых три красных угла,
а в них - иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами.
Одна женщина, работавшая в храме Ризоположения в Москве, часто ходила
к Матроне и вспоминала потом, как та ей говорила: "Я в вашей церкви
все иконы знаю, какая где стос собой в паломничества: в Киево-Печерскую
лавру, Троице-Сергиеву лавру, в Петербург, другие города и святые места
России. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным
Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе
Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней
Матроной и во всеуслышание сказал: "Матронушка, иди-иди ко мне. Вот
идет моя смена - восьмой столп России". Значения этих слов матушка
никому не объяснила, но ее близкие догадывались, что отец Иоанн провидел
особое служение Матронушки России и русскому народу во времена гонений
на Церковь. Прошло немного времени, и на семнадцатом году Матрона лишилась
возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. До конца дней своих
она была "сидячей". И сидение ее в разных домах и квартирах,
где она находила приют, продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не
роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный
ей от Бога. Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как "будут
грабить, разорять храмы и всех подряд гнать". Образно она показывала,
как будут делить землю, хватать с жадностью наделы, лишь бы захватить
себе лишнее, а потом все бросят землю и побегут кто куда. Земля никому
не нужна будет. Односельчанка Матроны, Евгения Ивановна Калачкова, рассказывала,
что перед самой революцией одна барыня купила дом в Себино, пришла к Матроне
и говорит: "Я хочу строить колокольню". "Что ты задумала
делать, то не сбудется", - отвечает Матрона. Барыня удивилась: "Как
же не сбудется, когда все у меня есть - и деньги, и материалы?" Так
ничего с постройкой колокольни и не вышло.
Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны, которая уже приобрела
известность в округе и просьба которой воспринималась как блаит".
Удивляло людей и то, что Матрона имела и обычное, как у зрячих людей,
представление об окружающем мире. На сочувственное обращение близкого
к ней человека, Зинаиды Владимировны Ждановой: "Жаль, матушка, что
Вы не видите красоту мира!" - она как-то ответила: "Мне Бог
однажды открыл глаза и показал мир и творение Свое. И солнышко видела,
и звезды на небе, и все, что на земле, красоту земную: горы, реки, травку
зеленую, цветы, птичек..." Но есть еще более удивительное свидетельство
прозорливости блаженной. З.В. Жданова вспоминает: "Матушка была совершенно
неграмотная, а все знала. В 1946 году я должна была защищать дипломный
проект "Министерство военно-морского флота" (я тогда училась
в архитектурном институте в Москве). Мой руководитель, непонятно за что,
все время меня преследовал. За пять месяцев он ни разу не проконсультировал
меня, решив "завалить" мой диплом. За две недели до защиты он
объявил мне: "Завтра придет комиссия и утвердит несостоятельность
вашей работы!" Я пришла домой вся в слезах: отец в тюрьме, помочь
некому, мама на моем иждивении, одна надежда была - защититься и работать.
Матушка выслушала меня и говорит: "Ничего, ничего, защитишь! Вот
вечером будем пить чай, поговорим!". Я еле-еле дождалась вечера,
и вот матушка говорит: "Поедем мы с тобой в Италию, во Францию, в
Рим, посмотрим творения великих мастеров…" И начала перечислять улицы,
здания! Остановилась: "Вот палаццо Питти, вот другой дворец с арками,
сделай так же, как и там - три нижних этажа здания крупной кладкой и две
арки въезда". Я была потрясена ее ведением. Утром прибежала в институт,
наложила кальку на проект и коричневой тушью сделала все исправления.
В десять часов прибыла комиссия. Посмотрели мой проект и говорят: "А
что, ведь проект получился, отлично выглядит - защищайтесь!" Много
людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство
пред Богом, она помогала многим. Помощь, которую подавала Матрона болящим,
не только не имела ничего общего с заговорами, ворожбой, так называемым
народным целительством, экстрасенсорикой, магией и прочими колдовскими
действиями, при совершении которых "целитель" входит в связь
с темной силой, но имела принципиально отличную, христианскую природу.
Именно поэтому праведную Матрону так ненавидели колдуны и различные оккультисты,
о чем свидетельствуют люди, близко знавшие ее в московский период жизни.
Прежде всего Матрона молилась за людей. Будучи угодницей Божией, богато
наделенная свыше духовными дарами, она испрашивала у Господа чудесную
помощь недугующим. История Православной Церкви знает много примеров, когда
не только священнослужители или монахи-аскеты, но и жившие в миру праведники
молитвой врачевали нуждающихся в помощи. В 1925 году Матрона перебирается
в Москву, в которой проживет до конца своих дней. В этом огромном столичном
городе было множество несчастных, потерянных, отпавших от веры, духовно
больных людей с отравленным сознанием.
Живя около трех десятилетий в Москве, она совершала то духовно-молитвенное
служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Москву
блаженная очень любила, говорила, что "это святой город, сердце России".
Оба брата Матроны, Михаил и Иван, вступили в партию, Михаил стал сельским
активистом. Понятно, что присутствие в их доме блаженной, которая целыми
днями принимала народ, делом и примером учила хранить веру православную,
становилось для братьев невыносимым. Они опасались репрессий. Жалея их,
а также стариков родителей (мать Матроны скончалась в 1945 году), матушка
переехала в Москву. Начались скитания по родным и знакомым, по домикам,
квартирам, подвалам. Почти везде Матрона жила без прописки, несколько
раз чудом избежала ареста. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы
- хожалки. Это был новый период ее подвижнической жизни. Она становится
бездомной странницей. Порой ей приходилось жить у людей, относившихся
к ней враждебно. С жильем в Москве было трудно, выбирать не приходилось.
З.В. Жданова рассказывала, какие лишения порой приходилось претерпевать
блаженной: "Я приехала в Сокольники, где матушка часто жила в маленьком
фанерном домике, отданном ей на время. Была глубокая осень. Я вошла в
домик, а в домике - густой, сырой и промозглый пар, топится железная печка-буржуйка.
Я подошла к матушке, а она лежит на кровати лицом к стене, повернуться
ко мне не может, волосы примерзли к стене, еле отодрали. Я в ужасе сказала:
"Матушка, да как же это? Ведь Вы же знаете, что мы живем вдвоем с
мамой, брат на фронте, отец в тюрьме и что с ним - неизвестно, а у нас
- две комнаты в теплом доме, сорок восемь квадратных метров, отдельный
вход; почему же Вы не попросились к нам?" Матушка тяжело вздохнула
и сказала: "Бог не велел, чтобы вы потом не пожалели". Рассказывают,
что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся
неприятности, всегда накануне прихода к ней милиции, так как жила без
прописки. Времена были тяжелые, и люди боялись ее прописать. Тем она спасала
от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.
Много раз Матрону хотели арестовать. Были арестованы и посажены в тюрьму
(или сосланы) многие из ее ближних. Зинаида Жданова была осуждена как
участница церковно-монархической группы. Ксения Ивановна Сифарова рассказывала,
что племянник Матроны Иван жил в Загорске. И вдруг она мысленно вызывает
его к себе. Пришел он к своему начальнику и говорит: "Хочу у вас
отпроситься, прямо не могу, надо мне к моей тете ехать". Он приехал,
не зная, в чем дело. А Матрона ему говорит: "Давай, давай, перевези
меня скорей в Загорск, к теще своей". Только они уехали, как пришла
милиция. Много раз так было: только хотят ее арестовать, а она накануне
уезжает. Анна Филипповна Выборнова вспоминает такой случай. Однажды пришел
милиционер забирать Матрону, а она ему и говорит: "Иди, иди скорей,
у тебя несчастье в доме! А слепая от тебя никуда не денется, я сижу на
постели, никуда не хожу". Он послушался. Поехал домой, а у него жена
от керогаза обгорела. Но он успел довезти ее до больницы. Приходит он
на следующий день на работу, а у него спрашивают: "Ну что, слепую
забрал?" А он отвечает: "Слепую я забирать никогда не буду.
Если б слепая мне не сказала, я б жену потерял, а так я ее все-таки в
больницу успел отвезти". Живя в Москве, Матрона бывала в своей деревне
- то вызовут ее по какому-то делу, то соскучится по дому, по матери. Внешне
жизнь ее текла однообразно: днем - прием людей, ночью - молитва. Подобно
древним подвижникам, она никогда не укладывалась спать по-настоящему,
а дремала, лежа на боку, на кулачке. Так проходили годы.
Как-то в 1939 или 1940-м году Матрона сказала: "Вот сейчас вы все
ругаетесь, делите, а ведь война вот-вот начнется. Конечно, народу много
погибнет, но наш русский народ победит". В начале 1941 года двоюродная
сестра З.В. Ждановой Ольга Носкова спрашивала у матушки совета, идти ли
ей в отпуск (давали путевку, а ей не хотелось ехать отдыхать зимой). Матушка
сказала: "Нужно идти в отпуск сейчас, потом долго-долго не будет
отпусков. Будет война. Победа будет за нами. Москву враг не тронет, она
только немного погорит. Из Москвы уезжать не надо". Когда началась
война, матушка просила всех приходящих к ней приносить ивовые ветки. Она
их ломала на палочки одинаковой длины, очищала от коры и молилась. Ее
ближние вспоминали, что пальцы ее были в ранках. Матрона могла духовно
присутствовать в различных местах, для ее духовного взора пространства
не существовало.
Она часто говорила, что бывает невидимо на фронтах, помогает нашим воинам.
Она передала всем, что в Тулу немцы не войдут. Ее пророчество оправдалось.
В день Матронушка принимала до сорока человек. Люди приходили со своими
бедами, душевной и телесной болью. Она никому не отказывала в помощи,
кроме тех, кто приходил с лукавым намерением. Иные видели в матушке народную
целительницу, которая в силах снять порчу или сглаз, но после общения
с ней понимали, что перед ними Божий человек, и обращались к Церкви, к
ее спасительным таинствам. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с
кого ничего не брала. Молитвы матушка читала всегда громко. Знавшие ее
близко говорят о том, что молитвы эти были известные, читаемые в храме
и дома: "Отче наш", "Да воскреснет Бог", девяностый
псалом, "Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти" (из
утренних молитв). Она подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее
молитвам: "Что, Матронушка - Бог, что ли?" - "Бог помогает!"
- отвечает она Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей. Исцеляя
недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной
жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь
силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать
ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых
Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно
венчаться в Церкви. Всем обязательно носить нательный крест. Помогала
Матрона и тем, у кого не ладилась семейная жизнь. Матушка не проповедовала,
не учительствовала. Давала конкретный совет, как поступить в той или иной
ситуации, молилась и благословляла. Она вообще была немногословна, кратко
отвечала приходящим на вопросы. Остались некоторые ее наставления общего
характера.
Матушка почитала покойного священника Валентина Амфитеатрова. Говорила,
что он велик перед Богом и что на могилке своей он помогает страждущим,
некоторых из своих посетителей посылала за песочком с его могилы. Массовое
отпадение людей от Церкви, воинствующее богоборчество, нарастание отчуждения
и злобы между людьми, отвержение миллионами традиционной веры и греховная
жизнь без покаяния привели многих к тяжким духовным последствиям. Матрона
это хорошо понимала и чувствовала. З.В. Жданова спросила матушку: "Как
же Господь допустил столько храмов закрыть и разрушить?" (Она имела
в виду годы после революции). А матушка отвечала: "На это воля Божия,
сокращено количество храмов потому, что верующих будет мало и служить
будет некому".
Желая приоткрыть завесу над ее духовной жизнью, некоторые любопытные посетители
старались подсмотреть, что Матрона делает по ночам. Одна девушка видела,
что она всю ночь молилась и клала поклоны...
Не зная духовной жизни матушки, тем не менее люди не сомневались в ее
святости, в том, что она была настоящей подвижницей. Подвиг Матроны заключался
в великом терпении, идущем от чистоты сердца, и горячей любви к Богу.
Именно о таком терпении, которое будет спасать христиан в последние времена,
пророчествовали святые отцы Церкви. Как настоящая подвижница, блаженная
учила не словами, а всей своей жизнью. Слепая телесно, она учила и продолжает
учить истинному духовному зрению. Не имевшая возможности ходить, она учила
и учит идти по трудному пути спасения. В своих воспоминаниях Зинаида Владимировна
Жданова пишет: "Кто такая была Матронушка? Матушка была воплощенный
ангел-воитель, будто меч огненный был в ее руках для борьбы со злой силой.
Она была маленькая, как ребенок, все время полулежала на боку, на кулачке.
Так и спала, по-настоящему никогда не ложилась. Когда принимала людей,
садилась, скрестив ножки, две ручки вытянуты прямо над головой пришедшего
в воздухе, наложит пальчики на голову стоящего перед ней на коленях человека,
перекрестит, скажет главное, что надобно его душе, помолится. Она жила,
не имея своего угла, имущества, запасов. Кто пригласит, у того она и жила.
Жила на приношения, которыми сама не могла распоряжаться. Матушка, казалось,
знала все события наперед.
Каждый день прожитой ею жизни - поток скорбей и печалей приходящих людей.
Помощь больным, утешение и исцеление их. Исцелений по ее молитвам было
много. Возьмет двумя руками голову плачущего, пожалеет, согреет святостью
своей, и человек уходит окрыленный. А она, обессиленная, только вздыхает
и молится ночи напролет. У нее на лбу была ямка от пальчиков, от частого
крестного знамения. Крестилась она медленно, усердно, пальчики искали
ямку..." Во время войны много было случаев, когда она отвечала приходившим
на их вопросы - жив или нет. Кому-то скажет - жив, ждите. Кому-то - отпевать
и поминать. Можно предполагать, что к Матроне приезжали и те, кто искал
духовного совета и руководства. О матушке знали многие московские священники,
монахи Троице-Сергиевой лавры. По неведомым судьбам Божиим не оказалось
рядом с матушкой внимательного наблюдателя и ученика , способного приоткрыть
завесу над ее духовным деланием и написать об этом в назидание потомкам.
Часто ездили к ней земляки из ее родных мест, тогда из всех окрестных
деревень ей писали записочки, а она отвечала на них. Приезжали к ней и
за двести, и за триста километров, а она знала имя человека. Бывали и
москвичи, и приезжие из других городов, прослышавшие о прозорливой матушке.
Люди разного возраста: и молодые, и старые, и люди средних лет. Кого-то
она принимала, а кого-то нет. С некоторыми говорила притчами, с другими
- простым языком. Зинаида как-то пожаловалась Матроне: "Матушка,
нервы..." А она: "Какие нервы, вот ведь на войне и в тюрьме
нет нервов... Надо владеть собой, терпеть". Матушка наставляла, что
лечиться нужно обязательно. Тело - домик, Богом данный, его нужно ремонтировать.
Бог создал мир, травы лечебные, и пренебрегать этим нельзя. Своим близким
матушка сочув-ствовала: "Как мне вас жаль, доживете до последних
времен. Жизнь будет хуже и хуже. Тяжкая. Придет время, когда перед вами
положат крест и хлеб, и скажут - выбирайте!" "Мы выберем "крест",
- отвечали они. - "А как же тогда можно жить будет?" - "А
мы помолимся, возьмем земельки, скатаем шарики, помолимся Богу, съедим
и сыты будем!" В другой раз она говорила, подбадривая в тяжелой ситуации,
что не надо ничего бояться, как бы ни было страшно. "Возят дитя в
саночках, и нет никакой заботы! Господь сам все управит!" Последний
земной приют Матронушка нашла на подмосковной станции Сходня (улица Курганная,
дом 23), где поселилась у дальней родственницы, покинув комнату в Староконюшенном
переулке. И сюда тоже потоком шли посетители и несли свои скорби. Перед
самой кончиной матушка, уже совсем слабая, ограничила прием. Но люди все
равно шли, и некоторым она не могла отказать в помощи. Говорят, что о
времени кончины ей было открыто Господом за три дня, и она сделала все
необходимые распоряжения. До последних дней жизни она исповедовалась и
причащалась у приходивших к ней священников. 2 мая 1952 года она почила.
4 мая в Неделю жен-мироносиц при большом стечении народа состоялось погребение
блаженной Матроны. По ее желанию она была погребена на Даниловском кладбище,
чтобы "слышать службу" (там находился один из немногих действующих
московских храмов). Отпевание и погребение блаженной были началом ее прославления
в народе как угодницы Божией. Более чем через тридцать лет после кончины
матушки ее могилка на Даниловском кладбище сделалась одним из святых мест
православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за
рубежа со своими бедами и болезнями. Матрону знают десятки тысяч православных
людей. Матронушка - так ласково называют ее многие. Она - так же, как
при земной своей жизни, помогает людям. Это чувствуют все те, кто с верою
и любовью просит ее о заступничестве и ходатайстве перед Господом, к Которому
блаженная старица имеет великое дерзновение.
[на главную]
|