к
130-летию
ТУРКЕСТАНСКОЙ
ЕПАРХИИ
портреты
архипастырей
|

В
1867 году к территории Российской
империи была присоединена территория
Туркестана. Вскоре на его обширные
пространства стало перебираться
православное население, появились
первые православные храмы. Земля, на
которой раннее христианство было
искоренено в XII -XIV вв. огнем и мечом,
вновь услышала Евангельское
благовестие. Первоначально
духовенство Туркестана подчинялось
Томской епископской кафедре,
отдаленность которой от Туркестана
превращала это подчинение в чистую
формальность. Потребность в
деятельном епископском устроении
церковной жизни в Туркестане повлекла
за собой создание самостоятельной
Туркестанской епархии. Она была
основана указом Правительствующего
Синода в 1871 году. Местом пребывания
архиереев новой епархии был определен
город Верный - центр наиболее густо
заселенной православным населением
Семиреченской области. Первый
Туркестанский епископ - преосвященный
Софония - прибыл в свой кафедральный
город 24 мая 1872 года.
Десятилетие
сменяло десятилетие... Чредой
проходили служение в самой обширной
епархии России архипастыри, по-разному,
в меру своих сил, потрудившиеся на
огромной малозасеянной ниве.
Подлинный взлет церковная жизнь
Туркестана пережила в годы управления
епархией преосвященного Димитрия (Абашидзе).
В декабре 1916
года был издан указ о перемещении
епископской кафедры из Верного в
Ташкент и создании на территории
Семиречья Туркестанского
викариатства с кафедрой викарного (подчиненного)
епископа Семиреченского и
Верненского. Им стал первый
священномученик Туркестана,
расстрелянный большевиками в 1918 году,
епископ Пимен (Белоликов). В 1997 году он
был прославлен как местночтимый
казахстанский новомученик.
В 1922 году в
Российской Церкви начался
обновленческий раскол, церковная
власть временно перешла от патриарха
Тихона раскольничьему Высшему
Церковному Управлению.
Туркестанский
епископ преосвященный Иннокентий (Пустынский),
- в поисках выхода из смуты - объявил о
Туркестанской автокефалии. Травля ГПУ
и большевистской печати вынудили его
в январе 1923 года выехать из Ташкента в
Москву. Управление епархией взял на
себя епископ Лука (Войно-Ясенецкий), но
очень ненадолго: вскоре он был
арестован и сослан в Сибирь. Временное
управление епископа Сергия (Лаврова)
было также недолгим, после очередного
ареста он перешел в обновленчество.
С национальным
самоопределением народов, входивших в
состав Туркестана, исчезло и
административно-географическое
название - “Туркестан”. В крайне
тяжелых условиях гонений на Церковь
наметилось появление самостоятельных
епархий - Казахстанской и
Среднеазиатской. Оно четко оформилось
лишь в 1945 году на фоне прекращения
явных гонений и потепления отношений
между Церковью и государством.
Ныне три
епархии Русской Православной Церкви
могут считать себя историческими
преемницами бывшей Туркестанской и
Ташкентской епархии: Среднеазиатская
и Ташкентская, Алматинская и
Семипалатинская, Чимкентская и
Акмолинская. В последнюю вошла лишь
незначительная ее часть с городами
Чимкент, Кзыл-Орда и Аулие-Ата (ныне -
Тараз); основная часть Семиречья
окормляется нынешней Алматинской и
Семипалатинской кафедрой, но более
половины территории некогда
учрежденной епархии входит теперь в
состав Среднеазиатской и Ташкентской.
Альбом с
избранными портретами туркестанских
архипастырей создан алматинским
художником-графиком А.И.Постовитом,
кстати, внуком туркестанского
священника. Альбом является данью
признательности православных
христиан бывшего Туркестана тем, кто
своими трудами укрепил христианство
на границе с “океаном магометанства”.
Свой труд художник посвятил грядущему
2000-летию христианства, а также 130-летию
Туркестанской епархии.
Ходаковская
Ольга
|
СОФОНИЯ (СОКОЛЬСКИЙ)
1872-1877

Преосвященный Софония (Сокольский
Стефан Васильевич) родился в селе
Эсько Тверской губернии в семье
священника. Закончил Тверскую
Духовную семинарию, а в 1827 году - Санкт-Петербургскую
Духовную академию. Был ректором
различных духовных семинарий: в
Вологде, Архангельске, Орле, Подольске,
Ярославле, Твери и Могилеве.
Преподавал всеобщую историю,
греческий язык, богословие.
Монашество и
священство принял в 1827 году. Был в
дружеских отношениях с будущим
епископом и духовным писателем св.
Игнатием (Брянчаниновым). Настоятель
русских посольских церквей с 1848 года -
в Константинополе, с 1855 года - в Риме. В
1850 году совершил паломничество на
Святую Землю. В начале 60-х годов по
рекомендации митрополита Филарета (Дроздова)
архимандрит Софония совершает
длительную поездку по Закавказью с
целью изучения вопроса возможности
присоединения к Российской
Православной Церкви сирийских
несториан, изъявивших на то свое
пожелание. Эту задачу архимандрит
Софония выполнил успешно. В 1865 году он
становится епископом Миргородским,
первым викарием Херсонской епархии. В
1872 году епископ Софония выехал из
Одессы по новому - последнему -
назначению. Его назначают епископом
новой епархии - Туркестанской и
Ташкентской. В течение пяти лет
преосвященный Софония возглавлял
самую обширную в России епархию,
занимался ее первоначальным
обустройством, много занимался
церковными научными трудами. Был
известным духовным писателем.
Незадолго перед смертью, к 50-летию
пастырского служения, епископ Софония
был возведен в архиепископа.
Скончался в
Архиерейском доме города Верного 26
ноября 1877 года, похоронен в
Большестаничной Казачьей церкви,
служившей в то время кафедральным
собором.
В 1998 году на
месте разрушенного храма в ходе
церковно-археологических изысканий
были обнаружены потревоженные во
время сноса останки святителя,
беспорядочно разбросанные в склепной
яме на глубине 30-50см.
|
АЛЕКСАНДР (КУЛЬЧИЦКИЙ)
1878-1883

Епископ
Александр был назначен на
Туркестанскую кафедру после кончины
архиепископа Софонии.
Происходил
из дворянского рода, давшего России
святителя Иннокентия Иркутского
(1682-1731). Родился в 1826 году в селе Камне
Шляхетском Кобринского уезда
Гродненской губернии в семье
священника. Окончив в 1847 году
Литовскую духовную семинарию и
женившись, Андрей Иванович Кульчицкий
получил духовный сан и некоторое
время священствовал у себя на родине.
Рано овдовев, принял монашество с
именем Александр. В 1857 году после
окончания Санкт-Петербургской
Духовной академии стал членом 14-й
Китайской Духовной Миссии. Служил в
Китае семь лет. В “Трудах членов
Духовной Миссии в Китае” (1866) помещены
его исследования по религиозным
верованиям Китая.
Вернувшись
на родину, занимал должность
инспектора Витебской, а затем
Полоцкой духовной семинарий. С 1871 по
1878 год служил - уже в сане архимандрита
- настоятелем посольской церкви в Риме.
Предстоятелем Туркестанской епархии
был назначен в 1878 году. Основатель
Иссык-Кульского Свято-Троицкого
мужского монастыря. В 1883 году
переведен по болезни на Костромскую
кафедру, на которой и скончался в 1888
году.
Погребен в
церкви пр. Лазаря Ипатьевского
монастыря.
|
НЕОФИТ (НЕВОДЧИКОВ)
1883-1892

Архиепископ
Неофит (в миру - Николай Васильевич
Неводчиков) родился в 1822 году в
Петербурге в дворянской семье.
Впоследствии его отец служил
секретарем Екатеринославской
Духовной консистории. Закончил
Екатеринославскую Духовную семинарию.
В 1844 году по окончании Московской
Духовной академии служил личным
секретарем и библиотекарем у
известного дипломата и церковного
писателя и богослова Александра
Стурдзы. В его доме в Одессе общался со
многими известными деятелями
литературы, искусства и Церкви. В 1850
году после “еще одного образования”,
полученного у Стурдзы, становится
преподавателем Кишиневской Духовной
семинарии. В 1858 году принимает
духовный сан и возвращается в Одессу.
На протяжении двадцати пяти лет
законоучительствует в разных учебных
заведениях Одессы, становится
известным как церковный писатель,
сотрудничает в детском журнале А.Ишимовой,
публикует духовную лирику под
псевдонимом “Диктиодис”, два года
еженедельно издает собственный “Одесский
воскресный листок”. В 1880 году
протоиерей Николай Неводчиков, давно
овдовевший, принимает постриг,
возводится в сан архимандрита, а еще
через несколько месяцев состоялась
его епископская хиротония. Он
становится епископом
Елисаветградским, викарием
Херсонской епархии, и одновременно
настоятелем Одесского Успенского
мужского монастыря.
В 1883 году
назначается в Туркестан, на
архиерейскую кафедру в город Верный.
Остался в памяти туркестанцев как
аскет, молитвенник, богослов.
Мужественно перенес верненское
землетрясение 1887 года, отпел его
жертвы, восстановил разрушенные храмы.
На служении в
Средней Азии находился до 1892 года.
Затем был возведен в сан архиепископа
с назначением на Кишиневскую кафедру.
В 1898 году уходит на покой и поселяется
в Измаиле.
Скончался там
же в 1910 году. Литературных и церковно-исторических
трудов не оставлял до глубокой
старости.
|
ГРИГОРИЙ (ПОЛЕТАЕВ)
1892-1895

Епископ
Григорий (в миру - Лев Иванович
Полетаев ) родился в 1831 году в семье
причетника Нижегородской губернии.
Окончил Нижегородскую Духовную
семинарию и Казанскую духовную
академию. По окончании академии был
оставлен в ней преподавателем по
кафедрам Священного Писания и
древнееврейского языка. Тогда же
принял монашество и духовный сан. В 1855
году получил степень магистра
богословия. Служил в Казанской
Духовной академии помощником
инспектора и экономом. В 1865 году
получает там же должность
экстраординарного профессора. Его
перевод “Благовестника” блаженного
Феофилакта - ценный вклад в
богословскую науку. В 1867 году
назначается ректором Уфимской
Духовной семинарии, но через два года
от духовно-учебной службы его уволили.
Через три года был восстановлен в
прежнем служении. Преподавал во
Владимирской Духовной семинарии,
состоял на должности ректора
Иркутской. С 1888 года - старший член
Санкт-Петербургского духовного
цензурного комитета. В 1891 году
возведен в сан епископа Ковенского,
викария Литовской епархии. Через
полтора года стал епископом
Туркестанским и Ташкентским. Его
усилиями в Туркестан прибыло
пополнение духовенства. Священников
из их числа называли “григорьевцами”.
При закладке временного
кафедрального собора в Верном
обратился к горожанам со словами: “По
имени вашему будет и вера ваша!”
В 1895 году
становится епископом Омским и
Семипалатинским. С 1900 года -
управляющий Донским монастырем в
Москве. С 1906 года проживал на покое в
Новоспасском монастыре.
Скончался 15
марта 1914 года и погребен в московском
Новоспасском монастыре.
|
НИКОН (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)
1895-1897

Преосвященный
Никон (в миру Филипп Георгиевич
Богоявленский) родился в 1831 году в
семье причетника Тульской епархии.
После завершения учения в Тульской
Духовной семинарии поступил в
Киевскую Духовную академию, которую
успешно закончил в 1855 году, в 1858 году
утвержден в степени магистра
богословия. До 1866 года был
законоучителем в учебных заведениях
Тулы: в Тульской Духовной семинарии и
Тульском Александровском кадетском
корпусе , служил священником в
Вознесенской заречной церкви Тулы.
Перебрался с семьей на постоянное
место жительства в Петербург. Свое
жизненное призвание протоиерей
Филипп Богоявленский нашел в
законоучительстве. Много сил им было
отдано Охтенскому детскому приюту. В
1878 году за преуспеяние приюта получил
высочайшую благодарность от
Императорской семьи. Овдовев в 1881 году,
отец Филипп принимает монашество с
именем Никон, возводится в сан
архимандрита и назначается
настоятелем посольской церкви в Риме.
В 1885 году он - член Санкт-Петербургского
духовного цензурного комитета, а 1888
году состоялась его хиротония во
епископа Сарапульского, викария
Вятской епархии. В 1891 году он
переводится викарием Ярославской
епархии, а в начале 1895 получает указ о
назначении епископом Туркестанским и
Ташкентским.
В
Верном, на туркестанской кафедре, он
хлопочет об открытии в Туркестане
Духовной семинарии и готовит перенос
епископской кафедры в Ташкент. Его
планам не суждено было сбыться: 19 июня
1897 года он скоропостижно скончался в
своем архиерейском доме и был упокоен
рядом с преосвященным Софонией в
Большестаничной Казачьей церкви,
служившей в то время кафедральным
собором.
В
советское время склеп с останками
епископа Никона, находившийся уже в
фойе кинотеатра “Ударник”, был тайно
вскрыт. При церковно-археологических
раскопках в 1998 году останков в нем не
обнаружено, но нашлись случайно
утерянные грабителями завернутые в
ткань от епископского облачения две
панагии.
|
АРКАДИЙ (КАРПИНСКИЙ)
1897-1902

Пятый
по счету от создания кафедры архиерей
Туркестанской и Ташкентской епархии.
Родился в 1851 году в селе Ореп
Волынской губернии в семье священника.
Высшее духовное образование получил в
Московской Духовной академии,
закончив ее в 1877 году. Служил в
различных духовных учебных
заведениях России. В 1893 году был
пострижен в монашество. В сане
архимандрита - ректор Волынской, затем
Могилевской Духовных семинарий, в 1895
году стал ректором старейшей в России
Новгородской Духовной семинарии и
одновременно настоятелем
Новгородского Антониева монастыря.
Епископ
- с 1896 года. Сначала Балахнинский, а с 9
ноября 1897 года Туркестанский и
Ташкентский. На кафедре в Верном
находился пять лет. Подготовил
строительство Туркестанского
кафедрального собора. Был переведен
на кафедру епископа Рязанского и
Зарайского. В 1906 году ушел на покой и
проживал в Иверском монастыре
Новгородской епархии, где и скончался
в 1913 году.
|
ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ)
1906-1912

Выдающийся
деятель Российской Православной
Церкви, внесший ощутимый вклад в
укрепление христианства в Туркестане.
Родился в 1867 году в Тифлисской
губернии. Принадлежал к известному
княжескому роду. Мирское имя - Давид
Ильич Абашидзе. Окончив юридический
факультет Новороссийского
университета, поступил в Киевскую
Духовную академию, на первом курсе
которой принял монашество с именем
Димитрий. В 1896 году, по окончании
академии, был рукоположен в
иеромонаха. Состоял в должности
инспектора Тифлисской, затем
Кутаисской Духовных семинарий. В 1900
году архимандрит Димитрий - ректор
Ардонской миссионерской семинарии. С
1903 года - епископ. Сначала Гурийско-Мингрельский,
затем Алавердский, Балтский. На
Туркестанскую и Ташкентскую кафедру
назначен 20 января 1906 года, уже
зарекомендовав себя в качестве
незаурядного иерарха. Основатель
Иверско-Серафимовской женской
обители в Верном (1908), при нем был
освящен Туркестанский кафедральный
собор (1907), начали издаваться “Туркестанские
Епархиальные Ведомости”, в Туркестан
доставлены частицы мощей чтимых
святых, списки с чудотворных икон. В 1912
году 25 июня переведен в Симферополь на
Таврическую кафедру. В германскую
войну добровольно служил священником
на одном из линейных судов
Черноморской эскадры. В 20-х годах был
настоятелем Киево-Печерской лавры,
принял схиму с именем Антоний,
старчествовал. Скончался
схиархиепископ Антоний в Киеве в 1945
году и погребен в Киево-Печерской
лавре у входа в Ближние пещеры.
|
ИННОКЕНТИЙ (ПУСТЫНСКИЙ)
1912-1917

В
миру - Пустынский Александр
Дмитриевич. Уроженец Вологодской
губернии, родился в 1869 году в семье
клирика. В 1893 году, по окончании
Вологодской Духовной семинарии и
Киевской Духовной академии, был
назначен псаломщиком в Сан-Франциско (Америка).
Там принял монашество и духовный сан.
Вернувшись в Россию, в 1895-1897 годах
состоял в должности помощника
инспектора Новгородской Духовной
семинарии, в 1897-1899 годах - Московской
Духовной академии. В 1899 году - уже в
сане архимандрита - член Санкт-Петербургского
Духовного цензурного комитета. В 1900
году за труд “Пастырское богословие в
России за XIX век” получил степень
магистра богословия и назначен
ректором Тверской Духовной
семинарии. В начале 1903 года - наместник
Чудова монастыря в Кремле. В тот же год
становится епископом. До 1909 года -
епископ Аляскинский, викарий Северо-Американской
епархии, затем Якутский и Вилюйский.
В
1912 году назначен епископом
Туркестанским и Ташкентским, сменив
на этом посту епископа Димитрия (Абашидзе).
В 1917 году кафедра туркестанских
епископов была перенесена из Верного
в Ташкент. В 1918 году получил сан
архиепископа. В 1922 году владыка
Иннокентий, в условиях временного
захвата власти у патриарха Тихона
обновленческим Высшим Церковным
Управлением, объявил о создании
Туркестанской автокефалии. Травля
властей в Ташкенте вынудила его
выехать в Москву. Одно время он сам
принадлежал к обновленческому
расколу. В 30-е годы проживал на покое в
Алма-Ате. Из обновленчества к тому
времени вышел, поскольку жил при
Введенской церкви Алма-Аты, не
состоявшей в обновленческом расколе.
Арестован осенью 1937 года и расстрелян
13 декабря того же года.
Был
талантливым музыкантом, сочинял
церковную музыку, но в бытность на
туркестанской кафедре являлся
архиереем, что называется, “светского
направления”.
|
ПИМЕН (БЕЛОЛИКОВ),
ТУРКЕСТАНСКИЙ ВИКАРИЙ,
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК
1917-1918

Епископ
Пимен (в миру - Петр Захариевич
Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в
селе Васильевском Череповецкого
уезда Новгородской губернии в семье
священника. Образование получил в
Новгородской Духовной семинарии и
Киевской Духовной академии. В 1903 году
на четвертом курсе академии принял
монашество с именем Пимен и духовный
сан.
По
окончании академического курса
иеромонах Пимен встал на путь
миссионера: он едет в Урмийскую
Православную Духовную Миссию и долгие
годы является помошником начальника
Миссии, активным и ярким ее деятелем, в
короткий срок изучившим сирийский
язык, новый и древний, а также тюркские
наречия. Он проповедует сирийцам на их
родном языке, защищает их интересы
перед персидскими властями,
занимается научными трудами,
составной частью которых являются
переводы с древнесирийского, издает
журнал Миссии “Православная Урмия”.
В
1910-1911 годах он трудится на ниве
духовного просвещения осетин -
состоит на должности ректора
Ардонской духовной семинарии, затем
возвращается в Урмийскую миссию. В
сане архимандрита включается в круг
прежних обязанностей. В 1914 году с
началом Русско-Турецкой войны
отзывается из Миссии на должность
ректора Пермской Духовной семинарии.
Здесь он плодотворно трудится под
началом будущего священномученика
епископа Андроника (Никольского).
Надежды епископа Андроника видеть
Пимена своим помощником в должности
викарного епископа Пермской епархии
не оправдались: 6 августа 1916 года в
Петрограде состоялась хиротония
архимандрита Пимена во епископа
Салмасского, начальника Урмийской
миссии с предписанием отправляться в
прифронтовую Урмию восстанавливать
ослабленную войной Миссию. Отсутствие
перспектив в миссионерском деле в
условиях войны, в том числе
вмешательство в работу Миссии
солдатских комитетов Кавказского
фронта, слабое финансирование
миссионерского дела, не позволявшее
заниматься благотворительностью,
вынудили владыку просить о переводе в
Россию. Летом 1917 года он получил
назначение в г.Верный на место
викарного епископа нового -
Туркестанского - викариатства.
Здесь
в условиях большевистской власти он
встал на защиту Церкви от
антицерковных декретов и политики
дискредитации решений Всероссийского
Поместного собора. Его проповеди в
защиту евангельских ценностей,
разоблачение в них большевистской
демагогии привели к жесткому
противостоянию епископа и
Семиреченского совдепа. Большевиков
страшила авторитетность церковного
главы, любовь к нему со стороны народа.
3/16 сентября 1918 года он был тайно
расстрелян за городом.
1997 году епископ Пимен был прославлен
как местночтимый казахстанский
священномученик. Память его - 3/16
сентября.
|
ТИХОН (ШАРАПОВ)
1936-1937

Епископ
Тихон (в миру - Константин Иванович
Шарапов) родился в Туле в 1886 году. В
возрасте 16,5 лет поступил послушником
в Введенскую Макарьевскую пустынь. В
1904 году принял рясофорный постриг с
именем Тихон. С апреля 1911 года служил в
Почаевской лавре. В 1912 году
архиепископ Антоний (Храповицкий)
рукополагает его в иеромонаха.
Сотрудничал в лаврской типографии , а
затем в лаврском издательстве,
выпускавшем журнал “Русский инок”. В
годы Германской войны иеромонах Тихон
- полковой священник 144-го Пехотного
Изборского полка. До 1924 года находился
на территории Польши, принимая
активное участие в укреплении
Православия на его исконных землях.
Стойкий тихоновец. Осенью 1924 года был
из Польши изгнан как активный
противник Польской автокефалии.
Благодаря хлопотам патриарха Тихона в
1925 году прибыл в Москву, 22 марта этого
же года патриарх совершил хиротонию
архимандрита Тихона во епископа
Гомельского. Уже в мае 1925 года епископ
был арестован. С того времени аресты и
ссылки фактически не прекращались.
Отбывал лагерный срок на Соловках, был
в ссылке в Казахстане и Средней Азии. В
августе 1936 года был назначен
епископом Алма-Атинским. Вступил на
кафедру 17 января 1937 года. Служил в
единственном в городе (помимо еще
одного, Большестаничного,
принадлежавшего обновленцам)
открытом храме - Введенской церкви. На
Преображение того же года арестован.
Расстрелян близ Алма-Аты 17 октября 1937
года.
Незадолго
перед расстрелом был возведен в сан
архиепископа.
|
НИКОЛАЙ (МОГИЛЕВСКИЙ),
МИТРОПОЛИТ
КАЗАХСТАНСКИЙ
И АЛМА-АТИНСКИЙ
1945-1955

Митрополит Николай (в миру - Феодосий
Николаевич Могилевский) родился в 1874
году в семье священника села
Комиссаровка Верхне-Днестровского
уезда Екатеринославской губернии.
После окончания Екатеринославской
Духовной семинарии был учителем в
церковно-приходской школе. В 1903 году
поступил послушником в Нилову пустынь
Тверской епархии и в 1904 году принял
постриг с именем Николай. В 1905 году был
возведен в священство. С 1907 по 1911 год
учился в Московской Духовной академии
и окончил ее со званием магистранта. С
1913 по 1918 год в сане игумена, затем
архимандрита был инспектором
Полтавской Духовной семинарии, затем -
Черниговской. В 1918 году - ректор
Черниговской Духовной семинарии. В 1919
году был возведен в сан епископа
Стародубовского, викария
Черниговской епархии. С 1923 года
преосвященный Николай
последовательно занимал кафедры:
Каширскую, Тульскую, Орловскую. Из
Орла начался долгий путь по лагерям и
ссылкам. В 1945 году отозван в Москву из
челкарской ссылки и назначен на
созданную 2 июня 1945 года Казахстанскую
и Алма-Атинскую кафедру. При нем был
возвращен и воссоздан Никольский
собор Алма-Аты, Малостаничная церковь
Казанской иконы Божией Матери.
Пользовался (при
жизни - ред.)
большой любовью
и почитанием верующего народа.
Скончался в
Алма-Ате в 1955 году.
(В 2001 году
канонизирован как священномученик.
Мощи
святого находятся в Свято-Никольском
храме
г.
Алматы. - Ред.)
|
ИОСИФ (ЧЕРНОВ),
МИТРОПОЛИТ
КАЗАХСТАНСКИЙ
И АЛМА-АТИНСКИЙ
1960-1974

Митрополит Казахстанский и Алма-Атинский
Иосиф (мирское имя - Иван Михайлович
Чернов) родился 2/15 июня 1893 года в
Могилевской губернии в семье унтер-офицера.
С 16 лет служил келейником у епископа
Арсения (Смоленца). В Германскую войну
призывался на действительную военную
службу, был унтер-офицером.
Монашеский
постриг с именем Иосиф принял в 1918
году, в 1920 году епископ Арсений
рукоположил иеродиакона Иосифа в
иеромонаха. В 1924 году игумен
Белынического монастыря Иосиф был
впервые арестован. В 1932 году возведен
в сан епископа Таганрогского, викария
Ростовского. С 1933 по 1942 года епископ
Донской и Новочеркасский. В 1943 году
сидел в гестаповской тюрьме в Умани.
После отступления немецких фашистов
был арестован и направлен в
Ростовскую тюрьму, затем - Таганскую в
Москве. До 1956 года отбывал лагерный
срок и ссылку. В 1956 году - епископ
Петропавловский, викарий
Казахстанской и Алма-Атинской епархии.
С 1958 года - правящий архиерей
Петропавловской и Кустанайской
епархии. В 1958 году возведен в сан
архиепископа. С 1960 года - предстоятель
Казахстанской и Алма-Атинской епархии.
Скончался в Алма-Ате 2 сентября 1974 года.
Его могила на Центральном кладбище -
место паломничества верующих.
|
АЛЕКСИЙ (КУТЕПОВ),
АРХИЕПИСКОП
АСТАНАЙСКИЙ
И АЛМАТИНСКИЙ
1990

Архиепископ Алексий (мирское имя
Андрей Николаевич Кутепов) родился в
Москве 10 мая 1953 года в рабочей семье.
Учился на химическом факультете
пединститута им.В.И. Ленина. После
второго курса перешел на очное
отделение Московской Духовной
семинарии. По окончании семинарии в 1975
году принял монашество и духовный сан.
Служил секретарем епархиального
управления Иркутской епархии. С 1975
года - архимандрит. Закончил
Московскую Духовную академию по
заочному сектору со званием кандидата
богословия. С 1980 года - секретарь
Владимирского епархиального
управления. В 1984 году назначен
наместником Троице-Сергиевой лавры.
Епископская хиротония во епископа
Зарайского, управляющего приходами
Московского патриархата в Америке,
состоялась 1 декабря 1988 года. В 1989-1990
годах - председатель хозсовета
Московской патриархии, архиепископ.
20 июля 1990 года
определен архиепископом Алма-Атинским
и Казахстанским. С 1991 года в связи с
реорганизацией епархии - архиепископ
Алматинский и Семипалатинский.
С 1998 года в
связи с переносом столицы Казахстана
в г. Астану - архиепископ Астанайский и
Алматинский.
|
ВЛАДИМИР (ИКИМ),
АРХИЕПИСКОП
СРЕДНЕАЗИАТСКИЙ
И ТАШКЕНТСКИЙ
1990

Среднеазиатская и Ташкентская
епархия в своих географических
границах составляет основную часть
бывшей Туркестанской епархии.
Архиепископ
Владимир (в миру Василий Захарович
Иким) родился 1 февраля 1940 года в селе
Новозареште Колоражского района
Молдавии в семье раскулаченных
крестьян. В 1958 году по окончании
средней школы поступил в Одесскую
Духовную семинарию, после перерыва в
учебе, связанного со службой в Армии,
закончил обучение в стенах Московской
Духовной семинарии. В 1967 году завершил
учебу уже в Духовной академии со
званием кандидата богословия. В 1965
году принял монашество, годом позже
стал иеромонахом. Учился в
аспирантуре МДА, с 1969 по 1978 год -
референт, а затем член ОВЦС. В 1978 году
назначен настоятелем храма в Карловых
Варах. В 1979 году - архимандрит.
Хиротония архимандрита Владимира во
епископа Подольского, викария
Московской епархии, состоялась 30 июня
1985 года. В 1988 -1990 гг. - заместитель
председателя ОВЦС.
В 1990 году
назначен на кафедру Среднеазиатскую и
Ташкентскую. В 1991 году возведен в сан
архиепископа.
|
|