статья >>
|
Размышляя о катастрофе, постигшей православную Россию в 1917 году, мы часто бросаем упреки нашей интеллигенции. Упреки эти нередко имеют основание, поскольку значительная часть русских интеллектуалов устремилась искать счастья "на страну далече", увлеклась безбожием и социальными учениями протестантского запада. Именно эти интеллигенты, надев красные банты, радовались отречению императора святого Николая II, затем равнодушно взирали на попрание христианской святыни. Однако радость многих из них закончилась за воротами лагерной страны ГУЛАГ. Тем не менее русская интеллигенция насчитывает в своих рядах немало боголюбивых представителей - настоящих христиан. Вспомним ученого Ломоносова, физиолога Павлова, хирурга Пирогова, генералиссимуса Суворова, адмирала Ушакова, писателя Гоголя. Среди них назовем и выдающегося адвоката императорской России Феодора Никифоровича Плевако. В Большой Советской энциклопедии мы читаем о нем: "Русский юрист, адвокат, судебный оратор. В 1870 г. окончил юридический факультет Московского университета. Депутат 3-й Государственной Думы от партии октябристов". Сообщается о времени и месте кончины - 23 декабря 1908 г. (5 января 1909 г.), Москва. И ни слова о том, что это был глубоко верующий человек. Ф.Н.Плевако родился 13/26 апреля 1842 г. в Троицке Оренбургской губернии. По отцу он был поляком, а по матери-башкирке относился к монгольскому племени. Мать его была неграмотна, и, конечно, мальчик не знал никаких гувернеров и гувернанток. Пробившись в "люди", окончив университет, Ф.Н.Плевако стал интеллигентом без интеллигентского облика. Иными словами, он сочетал в себе образованность, интеллект, глубокую веру и лучшие качества православного русского народа, хотя и не был русским по крови. Много лет Ф.Н.Плевако был церковным старостой кремлевского Успенского собора в Москве, постоянно жертвовал на нужды Церкви и христианского просвещения, помогал бедным студентам и талантливым ученым, причем помогал очень крупными денежными суммами. Однажды адвокат послал крупную сумму денег бедствующему русскому студенту в далекую Германию, причем этого студента он лично не знал и в глаза никогда не видел. До самой своей кончины в 1908 г. он дружил с двумя известными церковными деятелями - профессором Московской духовной академии Н.И.Субботиным и архимандритом о.Павлом (Прусским), настоятелем единоверческого миссионерского монастыря в Москве. Великим постом Феодор Никифорович уезжал на всю первую седмицу в единоверческий монастырь и там строго проводил дни говения. Аккуратно посещал все монастырские службы, принимая участие в чтении поучений. Известно также, что питанием его были черный хлеб и вода. Только после исповеди утром в субботу и принятия Святых Христовых Таин Ф.Н.Плевако впервые вкушал пищу с постным маслом. Никаких дел на первой седмице Святой Четыредесятницы адвокат не вел, и никто не мог сказать, где же он находится. Перед выступлением в защиту по какому-нибудь делу в суде Ф.Н.Плевако долго молился. Однажды его посетил по неотложному вопросу один сановник. Секретарь Плевако сообщил сановнику, что придется немного подождать, так как Феодор Никифорович молится Богу и никого не принимает. Пришлось ждать. Можем ли мы сегодня подумать, чтобы секретарь адвокатской конторы по телефону сказал: "Прошу извинить, но N.N. сейчас молится. Перезвоните, пожалуйста, через час"? Это просто несовременно. В истории адвокатской практики России Ф.Н.Плевако известен как выдающийся оратор. Однако немногие знают, что в основе успеха "Московского Златоуста" лежала горячая, живая вера. Один случай из его судебной практики - просто знаменательный В Калуге, в окружном суде, разбиралось дело о банкротстве местного купца. Защитником купца, который задолжал многим, был вызван Ф.Н.Плевако. Представим себе тогдашнюю Калугу второй половины XIX века. Это русский патриархальный город с большим влиянием старообрядческого населения. Присяжные заседатели в зале - это купцы с длинными бородами, мещане в чуйках и интеллигенты доброго, христианского нрава. Здание суда было расположено напротив кафедрального собора. Шла вторая седмица Великого поста. Послушать "звезду адвокатуры" собрался весь город. Феодор Никифорович, изучив дело, серьезно приготовился к защитительной речи, но "почему-то" ему не давали слова. Наконец, около 5 часов вечера председатель суда объявил: - Слово принадлежит присяжному поверенному Феодору Никифоровичу Плевако. Неторопливо адвокат занимает свою трибуну, как вдруг в этот момент в кафедральном соборе ударили в большой колокол - к великопостной вечерне. По-московски, широким размашистым крестом Плевако совершает крестное знамение и громко читает: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности... не даждь ми. Дух же целомудрия... даруй мне... и не осуждати брата моего...". Как будто что-то пронзило всех присутствующих. Все встали за присяжными. Встали и слушали молитву и судейские чины. Тихо, почти шепотом, словно находясь в храме, Ф.Н. произнес маленькую речь, совсем не ту, которую готовил: "Сейчас священник вышел из алтаря и, земно кланяясь, читает молитву о том, чтобы Господь дал нам силу "не осуждать брата своего". А мы в этот момент собрались именно для того, чтобы осудить и засудить своего брата. Господа присяжные заседатели, пойдите в совещательную комнату и там в тишине спросите свою христианскую совесть, виновен ли брат ваш, которого судите вы? Голос Божий через вашу христианскую совесть скажет вам о его невинности. Вынесите ему справедливый приговор". Присяжные совещались пять минут, не больше. Они вернулись в зал, и старшина объявил их решение: - Нет, не виновен. Протоиерей Василий Демидов, знавший Ф.Н.Плевако, как-то задал ему вопрос: - Скажите, пожалуйста, где Вы учились красноречию? Кто из университетских профессоров был вашим наставником? Адвокат улыбнулся и ответил: - Малому я научился в школах, но и за то благодарю и молюсь за своих наставников, по слову апостола: "Поминайте их". Главным же профессором красноречия у меня был свят. Иоанн Златоуст. И Плевако рассказал протоиерею, что еще в студенческие годы любил читать творения святителя Иоанна. "А логику, - добавил адвокат, - я учил у свят. Григория Богослова, ибо более правильного и логическо-последовательного мышления редко у кого из его современников можно встретить. Прочтите внимательно его догматические трактаты против ариан: это шедевры логики. Вообще, когда я стал знакомиться со святоотеческой литературой и, в частности, с произведениями русских духовных писателей, я без труда нашел в них блестящие примеры богатства языка, логики и глубины мысли. Жаль, что русские люди, даже передовые руководители, не знакомы с жемчужинами духовной литературы". При этих словах адвокат прищурился своими монгольскими глазами и улыбнулся протоиерею. Да, это был истинный сын Церкви. Дар милости, это великое блаженство Иисусово, проявился у него во всей плоти. На его родине, в г. Троицке, однажды случился большой пожар. Огнем была уничтожена треть города. Пострадали главным образом башкиры - голь и беднота. Получив известие о пожаре, Ф.Н.Плевако пожертвовал землякам две тысячи рублей. Он также обратился к своему бывшему подзащитному калужскому купцу, о котором мы рассказали. Этот купец уже вновь разбогател и послал погорельцам 3 вагона мануфактуры и тысячу рублей деньгами. Адвокат призвал и других своих клиентов помочь пострадавшим от пожара. В то время, как российское общество упорно двигалось к исторической катастрофе, подвижники из числа интеллигенции, среди них адвокат Ф.Н.Плевако, "избрали благую часть" и самой своей жизнью проповедывали истину и свет Православия.
Профессор А.Корнилов.
|