МОЩИ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА

Проделав долгий утомительный путь на старом ЛАЗе, когда-то считавшимся шикарным автобусом для дальних путешествий, а ныне с покосившимися сиденьями и пахнущим бензином пыльным салоном, с несколькими промежуточными остановками в Чемолгане и Сарыозеке, я оказался в новоиспеченном центре Алматинской области (с 14 апреля 2001 г.).

Талдыкорган расположен в предгорьях хребта Джунгарского Алатау на левом берегу знаменитой реки Каратал, одной из жемчужин Семиречья. Свою историю город начал с 1868 г., когда на месте зимовки (кыстау) с одноименным названием было основано село Гавриловское, а в 1944 г. получил статус города и наделен полномочиями административного центра прежней Талды-Курганской области (1944-59 и 1968-1999 гг.). После шумной многолюдной Алматы с бесконечными потоками автомобилей всевозможных марок Талдыкорган кажется необитаемым островом, на улицах тихо, на пути попадаются редкие прохожие, в качестве средства передвижения популярен велосипед, особенно у женщин, только они, как правило, обвешаны различными хозяйственными сумками, авоськами и в придачу с детьми на багажниках. Как и везде в постперестроечную эпоху основная жизнь города кипит на базаре и вокруг него, будто там собралась вся сегодняшняя городская «элита»…

Таково первое впечатление от встречи с городом.

Оказавшись в районе базара, я справился о местонахождении русской православной церкви (именно так я и обозначал цель своего поиска, ибо церкви бывают разные). К счастью она находится тут неподалеку, северо-западнее рынка на улице Шевченко под номером 100. Был уже поздний вечер, поэтому там я не застал отца-настоятеля, решил отложить встречу на следующий день, да и какая может выйти беседа после долгого утомительного шестичасового пути. Я пошел искать знакомых, проживающих на окраине города в районе так называемого Бугра, чтобы напроситься на ночлег.

В субботнее утро августа четвертого дня я наконец-то познакомился с настоятелем Иоанно-Богословского собора г. Талдыкоргана священником, благочинным 7 церквей Алматинского округа Григорием Анатольевичем Смурыгиным, который к моему удивлению был молод годами. Он любезно принял меня в своем кабинете, оснащенном современной компьютерной техникой. Коротко представившись, я по обыкновению своему начал его расспрашивать о соборе, о прошлом города. Оказалось, в Талдыкоргане на месте современного рынка до революции находился храм, который на волне антирелигиозной борьбы был стерт с лица земли еще в первые годы советской власти. Нынешний же однокупольный собор с высокой монументальной башней-колокольней сооружен в 1987-1992 гг. на месте небольшой церкви, существовавшей с 1946 г., по типовому проекту из кирпича и железобетона. Храм изначально был заложен протоиереем Владимиром Сергеевичем Шаровым, трагически погибшем в 1997 г. и похороненном у алтарной стены собора.

Собор состоит из двух приделов, основной из которых освящен в 1993 г. в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископом Алматинским и Семипалатинским (в то время) Алексием, а другой освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы в 1996 г. по благословению архиепископа протоиереем Владимиром Шаровым. Храм находится в прекрасном техническом состоянии, в течение года производились ремонтные работы. Цоколь собора отделан природным камнем. Завершена художественная роспись стен и свода притвора. Двор собора чист и аккуратен, украшен клумбой с яркими экзотическими цветами, которая на фоне серого асфальта предстает перед взором всех, входящих на территорию храма, живым пестрым ковром, который сотворила сама природа. В глубине двора находится трехэтажное здание с крестообразной кровлей и узкими вытянутыми полукруглыми окнами, стилизованными под старину. Здесь расположены кабинет настоятеля, комнаты-классы воскресной церковно-приходской школы, библиотека, трапезная с кухней, комната для гостей и другие хозяйственные помещения. Всюду царит чистота и порядок, нет ничего лишнего.

В воскресной церковно-приходской школе, существующей при соборе с 1996 г., в среднем постоянно занимается 30-40 детей прихожан. Например, в прошлом году число учащихся доходило до 100 человек в возрасте от 6 лет и старше. Программа обучения Закону Божию в школе разделена на три года. Здесь также дети занимаются рукоделием. В мастерской при соборе мальчики осваивают ремесло плетения корзин из ивовых прутьев, под руководством опытных мастеров. Следует добавить то, что в этой мастерской работают несколько талантливых мастеров, владеющих секретами этой редкой в наши дни профессии. Они выполняют всевозможные плетеные изделия: корзины, дачную мебель и т.д. А исходный материал, оказываются, заготавливается впрок ранней весной на берегах реки Каратал. Этим материалом служит местный тальник, во множестве произрастающий в окрестностях Талдыкоргана. Ведь название реки Каратал в переводе с казахского означает «черный тал», т.е. «черная ива».

А девочки учатся шить и вышивать бисером и другому полезному для девушек ремеслу.

К этому следует добавить то, что в Иоанно-Богословском соборе каждое воскресенье в полдень проводятся образовательные беседы для всех желающих, где толкуется Священное Писание, изучаются традиции Православия и т.д.

Третий год при приходе на базе воскресной ЦПШ действуют подготовительные курсы для выпускников городских школ, желающих поступить в российские вузы. 3-6 октября 2000 г. по благословению архиепископа Алексия настоятель прихода отец Григорий принимал участие в семинаре по довузовской подготовки, состоявшемся в Томском государственном университете. В результате этой поездки в университете было выделено 12 целевых мест в год на г. Талдыкорган. А из библиотеки ТГУ была выделена необходимая учебно-методическая литература для подготовительных курсов. В соборе создана еще одна библиотека для подобной литературы и доступна всем слушателям курсов. На курсах проходят занятия по физике, математике, биологии, русскому языку и литературе. Следует отметить то, что эти курсы бесплатные и существуют на средства одного из частных предприятий города. Занятия проходят 6 дней в неделю по 3 часа.

Иоанно-Богословский собор также занимается благотворительной деятельностью. С 1994 г. при храме действует детская благотворительная столовая, где ежедневно бесплатно обедает до 40 детей и для многих из них это единственная возможность покушать…

В 2000 г. в Талдыкоргане учрежден благотворительный фонд «Милосердие», основной миссией которого является оказание безвозмездной помощи нуждающимся, путем сотрудничества с другими благотворительными организациями, содержание благотворительной столовой, посильная организация рабочих мест для безработных горожан, медицинская помощь и юридическая защита малоимущих. Одним из соучредителей этого фонда является Иоанно-Богословский приход. Кстати, фондом организовано малое предприятие по пошиву строительной спецодежды, ныне в нем занято 7 человек из малоимущих семей. Прибыль предприятия направляется на благотворительные цели. В ноябре прошлого года «Милосердие» получило гуманитарную помощь в виде зимней одежды на 1200 человек, которую распределили среди остро нуждающихся семей. Не оставляет без внимания приход и Талдыкорганский детский дом детей-инвалидов, помогая овощами с церковного поля и различными продуктами питания, собранными прихожанами. Не раз была оказана материальная помощь людям, попавшим в какую-либо сложную ситуацию.

По благословению архиепискома Алексия приход издает ежемесячную газету «Слово Православия», официально зарегистрированную 31 мая 1999 г. Министерством культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан. Газета распространяется бесплатно в приходах талдыкорганского региона. Ее тираж составляет 4300 экземпляров. Как рассказал отец Григорий, основной целью и задачей газеты являются проповедь Православной веры, желание донести слово Божие для тех, кто сегодня не собирается переступить порог храма. Газета освещает не только чисто религиозную тематику, но и касается актуальных в обществе проблем, например, аборта, наркомании, борьбы с таким злом как СПИД и т.д. Газета предлагает читателям мнение православной церкви на различные стороны веры и жизни, отвечает на вопросы читателей, которые могут их задать набрав номер телефона храма. Газета вызывает интерес со стороны горожан и это, безусловно, служит укреплению доброго имени церкви и появлению новых лиц в православном храме.

Как рассказал мне отец Григорий, на территорию бывшей Талды-Курганской области начиная с 1918 г. советской властью было сослано большое количество священнослужителей, признанных «врагами народа». Большинство из них, уже находясь в административной ссылке, были затем вновь подвергнуты аресту и расстреляны. Среди прославленных и канонизированных 147 святых из числа духовенства, монашествующих и мирян, служивших и пострадавших в пределах Алматинской епархии, 12 священномучеников и преподобномученников Талдыкорганских. Это - епископ Макарий (Уш-Тобе, память 3 декабря), епископ Порфирий (Уш-Тобе, память 2 декабря), протоиерей Владимир (Лепсинск, память 27 августа), протоиерей Филипп (Сарканд, память 7 февраля), священник Владимир (Капал, память 7 февраля), священник Виссарион (Урджар, память 7 февраля), священник Василий (Джаркент, память 7 февраля), священник Сергий (Талдыкорган), священник Георгий (Андреевка, память 9 июля), священник Михаил (Осиновка), иеромонах Мелетий (Капал, память 7 февраля), иеромонах Галактион (Талдыкорган), мученик Иоанн Сокардин (Герасимовка, память 8 октября).

В священном писании сказано: «Да будет память их во благословениях! Да процветут кости их от места своего, и имя их да перейдет к сынам их прославления» (Иис. Сир. 46, 13-15). Православная церковь всегда почтительно относилась к останкам пророков и праведников. Недавно стало известно о месте захоронения одного из них – священномученика протоиерея Владимира Ионновича Цедринского. 2 июля 2001 г. в с. Лепсинск, теперь уже Алматинской области, на старом кладбище в полдень приступили к раскопке могилы священномученика. На место захоронения указала старая массивная гранитная надгробная плита, на которой высечены изображение креста и надпись: «Протоиерей Владимир Цедринский. Год смерти 1918, 27 августа». О волнующем событии этого дня газета «Слово Православия» № 8 от 5 августа 2001 г. поведала следующее: «Отодвинув плиту и раскопав могилу около метра, было обнаружено полуистлевшее основание креста. На глубине 2-х метров, вопреки предположениям, ничего не обнаружено, и только на 3-х метровой глубине обнаружили деревянное перекрытие над гробом, которое защищало роб от массы земли. Под перекрытием находился гроб. Разобрав крышку полуистлевшего гроба, обнаружили мощи священномученика Владимира. С первых минут не было сомнений, что останки принадлежат священнику. Отец Владимир был облачен в зеленое священническое облачение, которое хорошо сохранилось. На груди покоилось Евангелие в металлической оправе, деревянный требный крест, священнический наперсный серебряный крест, на обратной стороне которого была дата 1797 год. На голове сохранились волосы, фрагменты камилавки (головной убор) и воздуха (покрывало). На ногах кожаные сапоги. Также сохранились фрагменты рясы, особенно нижняя ее часть, почти вся пропитанная кровью мученика. Вот оно чудо Божие, нетленная кровь мученика.

Обретенные мощи полностью совпадали с описанием очевидца расправы над священником, старейшего жителя с. Лепсинск Пилипенко И.Е., из рассказа которого было установлено, что священника красноармейцы зарубили шашками.

На голове мученика присутствовали явные признаки насильственной смерти: ровный разруб лобной части до переносицы; затылочная часть головы также была пробита, вокруг прободения ярко выраженная гематома; поломанная челюсть; перерубленная ключица. Все это свидетельствовало о страшных предсмертных страданиях отца Владимира и о звериной безжалостности «борцов за свободу».

Обретенные мощи были перевезены в храм Рождества Пресвятой Богородицы, что в поселке Андреевка, где были тщательно омыты и уложены в новый гроб, а 4 июля 2001 г. святые мощи были доставлены в Иоанно-Богословский собор г. Талдыкоргана, где и будут постоянно находиться для благоговейного поклонения верующих».

Еще следует добавить то, что в обретении святых мощей принимали участие все священнослужители 7 церквей алматинского округа во главе с благочинным, отцом Григорием Анатольевичем Смурыгиным.

О жизни и кончине лепсинского священномученика протоиерея Владимира Ионновича Цедринского известно немного.

Шла гражданская война, разорившая страну и погубившая сотни тысяч невинных жизней. Летом 1918 г. из Омска в уездный город Лепсинск пришел отряд под началом Ушакова. Заняв Лепсинск, отряд направился в Сарканд, где к нему присоединился отряд армии атамана генерал-лейтенанта Дутова. Но вскоре из Верного прибыл партизанский отряд красных под командованием Петренко. Близ села Покатиловки произошло ожесточенное сражение в котором казачьи отряды потерпели поражение. Отряды казаков сдали Сарканд, Лепсинск и ушли в Бикетную щель.

В то время протоиерей Владимир Ионнович Цедринский был благочинным г. Лепсинска Капальского уезда Семиреченской области. Служил в лепсинской церкви Святителя и чудотворца Николая. В один из воскресных дней Успенского поста 1918 г. во время проповеди отец Владимир обратился к своей пастве со словами, обличающими действия большевиков и их идеи, увещевал прекратить братоубийственную смуту, быть верными сынами Православной Церкви и Отечества.

Утром 14 августа (по старому стилю) 1918 г. отец Владимир служил Литургию. В это время приехали конные красноармейцы и объявили ему об аресте. Он попросил их подождать окончания литургии. Они согласились. Когда отец Владимир закончил службу, красноармейцы вывели его за церковные ворота и, поставив между двумя лошадьми, на которых ехали сами, погнали за село в сторону кладбища. На попытки жителей села защитить отца Владимира, красноармейцы отвечали угрозами. Селяне, в основном женщины, бежали за батюшкой.

Городское кладбище находилось в 2,5 км от Лепсинска. Оно было обнесено рвом и оградой. Красноармейцы поставили отца Владимира на полянке неподалеку от кладбищенских ворот и на глазах у стоявших поблизости женщин зарубили шашками и оставили.

Женщины принесли одеяло, положили на него тело отца Владимира и отнесли в церковь. Батюшку отпели прибывшие из соседних сел, священники и похоронили на кладбище рядом с тем местом, где он был зарублен. На могилу благочестивые лепсинцы положили гранитную плиту с высеченными на ней Евангелием и крестом и надписью под ними: «Протоiерей Владимiр Цедринскiй убит 14. VIII 1918».

Ежегодно в день его мученической смерти из близлежащих сел приезжало духовенство и вместе с верующими г. Лепсинска служили на могиле отца Владимира панихиды. Это продолжалось до начала 30-х годов, до того времени, пока в этом регионе были священники.

В последующие годы местные жители продолжали ходить на могилу молиться, и до сегодняшнего дня ухаживали за ней.

Протоиерей Владимир Ионович Цедринский, согласно закону Республики Казахстан «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 14 апреля 1993 г., реабилитирован посмертно.

Подлинные события восстановлены на основании воспоминаний старожилов с. Лепсинска Ивана Емельяновича Пилипенко и Валентины Федоровны Левченко.

Поблагодарив отца Григория за столь подробный рассказ и пожелав ему удачи в его праведном труде, я отправился в дальний путь по храмам Талдыкорганского благочиния. Им будут посвящены отдельные очерки.

27 августа сего года должно было состояться важное событие в жизни православных талдыкорганцев – праздничная Божественная литургия в Иоанно-Богословском соборе в честь священномученика Владимира Ионновича Цедринского и вынос мощей святого. Зная об этом, я заранее прибыл в Талдыкорган 26 августа, чтобы не опоздать на утреннее богослужение в день памяти священномученика Владимира. Отца-настоятеля Григория я застал в своем кабинете, он был чрезвычайно занят подготовкой к предстоящему празднику, поэтому я не стал докучать его своими расспросами, а лишь поздоровался с ним и сообщил о цели своего приезда и попросил разрешения фотографировать предстоящую церемонию. Тут я от отца Павла узнал о том, что в нынешний четверг у отца Григория родился сын. Я поздравил его с этим знаменательным в его жизни событием. Днем в Иоанно-Богословском соборе совершался обряд крещения, а вечером - богослужение в память о священномученике Владимире. Службу отправлял священник Георгий из Карабулакского храма Абалацкой иконы Божией Матери. В своей краткой проповеди он отметил подвиг священномученика Владимира ради веры во Христа Спасителя, подчеркнул торжественность предстоящего на следующий день прославления обретенных мощей священномученика. Такое событие случается раз в сто лет. Несмотря на трудные времена, нужно посещать храм и молиться Богу и поклониться святым мощам, прося спасения и прощения, блага для себя и близких…

Утром 27 августа в 8.00 зазвонил колокол. В храм уже приехали почти все священники храмов благочиния. Постепенно стали собираться нарядно одетые прихожане, их было много, разных возрастов. Всех сюда привело желание не только присутствовать на торжественном богослужении, но также и желание не пропустить такое знаменательное и волнующее событие в жизни Иоанно-Богословского собора. В Талдыкорган прибыли верующие из городов Уштобе, Текели, с. Карабулак, из других близлежащих сел и даже из Алматы.

Во двор собора въехал зеленый уазик. Привезли раку, пахнущую свежим деревом, для мощей священномученика. Священники отец Павел и Андрей аккуратно внесли раку в храм и медленно вошли в алтарь, где святые мощи уложили в нее.

Началась Божественная литургия ко дню памяти священномученика Владимира. Богослужение возглавлял настоятель Иоанно-Богословского собора отец Григорий, вместе с ним сослужили все священнослужители благочиния, которые стоя рядом, вначале вместе помолились, повернувшись лицом к алтарю, затем все вошли в алтарь. Затем открылись центральные врата алтаря. Они торжественно вынесли раку со святыми мощами и установили на специально приготовленный постамент. Тут же раку украсили букетами живых цветов…

Дружно и слаженно запел церковный хор под управлением регента Ирины Анатольевны Кашкаровой. Божественная литургия постепенно захватывает и увлекает всех. Священники благочиния, сменяя друг друга, исполняли с большим подъемом свою отведенную роль в дальнейшем ходе Божественной литургии. Эти величие и одухотворенность передались всем, затронули души и сердца присутствующих в храме. Это приподнятое настроение и праздничную атмосферу поддерживал и укреплял дружный хор певчих.

Божественная литургия завершена. В храме наступило небольшое затишье. Ребята-пономари в ярких алых мантиях выстроились попарно в ряд у каждого в руках хоругвь с иконами Христа Спасителя и Богоматери, золоченый крест с изображением распятия Христа, икона Богоматери в золоченой резной раме, и впереди мальчик ростом ниже всех держал фонарь с зажженной свечой. Все были полны волнующим ожиданием. Крестный ход начался. Первыми выходят из храма пономари. За ними следуют отец Георгий (Юрий Дидичин) с кадилом и отец Павел с иконой священномученика Владимира. Священник отец Григорий (Смурыгин, настоятель Иоанно-Богословского собора), протоиерей отец Михаил (Степанченко, г. Текели), священники отец Георгий (Карапетянц, с. Карабулак) и отец Андрей (Сухоруков, с. Балпык би) медленно и чинно несут раку с мощами священномученика Владимира. Далее следуют прихожане-участники торжественного богослужения. Рака с мощами священномученика Владимира чинно обнесена крестным ходом вокруг Иоанно-Богословского собора г. Талдыкоргана и установлена в средней части собора для благоговейного преклонения верующих. После завершения этой церемонии все присутствующие в соборе стали по одному подходить к раке с мощами для поклонения…

Отныне каждый православный христианин, входящий под своды этого сбора имеет возможность поклониться святым мощам, ибо Господь через святые мощи посылает свои чудеса людям.

г. Талдыкорган - Алматы
Ильяс Самигулин


Адрес Иоанно-Богословского собора:
488000, Алматинская область, г.Талдыкорган,
ул. Шевченко, 100.
Телефон: 4-09-22.


Hosted by uCoz